Показатели маркетингового аудита интенсивности и качества дистрибуцииПоказатели интенсивности и качества дистрибуции определяются по результатам ритэйл-аудита и стор-чекРитейл аудит или аудит розничных точек (retail audit) - это мониторинг различных параметров доступности товара (уровень представленности в торговых точках, объемы продаж, цена, ассортимент) в условиях меняющейся рыночной ситуации и с учетом деятельности конкурентов. Ритейл аудит позволяет провести исследование различных параметров розничной торговли в динамике: ассортимент товаров различных групп в розничный торговле, размещение товаров в торговых помещениях, разнообразие упаковок, уровень цен конкурирующих марок и т.п. Аудит розничной торговли охватывает каналы дистрибуции: супермаркеты, магазины, киоски и павильоны, открытые рынки и др. Стор-чек (store cheсking) - предполагает обследование розничных и мелкооптовых точек, направленное на изучение ассортимента и ценовых характеристик товаров и марок; мониторинг наличия и цены различных марок в розничной и мелкооптовой сети; изучение маркетинговой активности поставщиков в местах продаж аналогичных товаров. Способы сбора первичных данных: личное интервью, наблюдение, анкетирование в точках продажи, телефонные опросы и т.п. Объем выборки для стор-чека определяется задачами исследованиями, исследовательским бюджетом. Подобное исследование позволяет определять ассортимент и структура торгового предложения (по наименованиям, товарным группам, маркам, производителям, дилерам и дистрибьюторам, типам торговых точек) доступность марок; разброс цен на марку в розничной и оптовой торговле; торговые стратегии поставщиков-конкурентов; и т. д. Для оценки доступности товаров используется система показателей интенсивности и качества дистрибуции. Они отражают охват рынка (проникновение товара) на разных уровнях мониторинга: целевой регион, целевая панель, целевые торговые точки исследуемого формата, магазин исследуемого формата, торговая площадь магазина, полочное пространство. Показатели интенсивности дистрибуции характеризуют доступность товара в целевом регионе или в исследуемой региональной панели. 1. Показатель интенсивного (числового) распределения (intensive distribution index) определяет доступность торговой марки. Рассчитывается как выраженное в процентах отношение количества магазинов, в которых представлена марка i товара j к общему количеству магазинов, торгующих подобным товаром j. 2. Показатель эффективного распределения (effective distribution index) определяет доступность торговой марки в магазинах с учетом размера их товарооборота. Рассчитывается как выраженное в процентах отношение общего объема продаж марки i товара j в магазинах к общему объему продаж товара j в этих магазинах. 3. Показатель относительного покрытия рынка, или индикатор выбора (choice indicator) определяет размер выбранных для торговли точек. Рассчитывается как отношение показателя эффективного распределения к показателю интенсивного распределения. Если полученный показатель больше единицы, это означает, что для торговли выбраны крупные магазины. 4. Показатель средней доли в обороте (average turnover share index) определяет долю марки товара в магазинах, выбранных для целевой дистрибуции. Рассчитывается как отношение объема продаж марки i товара j данного производителя через выбранные для дистрибуции магазины к общему объему реализации товара j в этих магазинах. 5. Показатель доли рынка (market share index) — обобщенный показатель доступности марки. Рассчитывается как произведение интенсивного распределения, относительного покрытия рынка и средней доли в обороте или произведение эффективного распределения и средней доли в обороте долю рынка, занимаемую поставщиком марки i товара j, с учетом числового, эффективного распределения и средней доли оборота. Данный показатель обобщенно характеризует эффективность стратегии дистрибуции поставщика в целевом регионе, в выбранных целевых каналах (магазинах). Показатели качества дистрибуции – показатели доступности товара в местах реализации, они отражают уровень проникновения, фактического присутствия и достаточности товара в магазине из исследуемой целевой панели. 1. Показатели доступности товарных запасов: · Скорость исполнения заказа торгового предприятия (merchant order cycle)- показатель эффективность организации логистики закупок, который характеризует продолжительности времени с момента размещения заказа у поставщика и до момента приемки товара на складе заказчика (магазина). · Доля отсутствующего запаса (out of stock, OOS) — это выраженная в процентах доля SKU, не представленных на магазинной полке на момент контроля, характеризует недостающий уровень SKU и эффективность логистики закупок. Наиболее распространена следующая методика расчета: сначала выбирается одна или более категорий товаров, по которым проводится исследование. Затем контролер в конкретном магазине с заданной периодичностью в течение дня проверяет, какое количество позиций SKU отсутствует на полках. Среднее значение out of stock вычисляется для каждой товарной категории, затем определяется усредненное значение для всего ассортимента. · Доля избыточного запаса (over stock, OS)- это выраженная в процентах доля SKU, избыточно представленных на складе магазина (сверх нормативного товарного запаса) на момент контроля, характеризует избыточный уровень SKU, отражает эффективность логистики закупок. 2. Доступность марки в местах продаж (Product Points-PP) - количество несмежных точек выкладки одного товара на одной торговой площади. Показатель используется для анализа доступности, когда один и тот же товар представлен в одном объекте розничной торговли более чем один раз, в разных частях торгового зала, например, в одном магазине одна марка пива представлена на полке, в холодильнике, в прикассовой зоне. В данном случае количество Product Points (PP) равно 3. 3. Доступность товара на торговой площади - доля торговой площади, которую занимает товарная категория, товарная группа или торговая марка в общей торговой площади магазина. Согласно Правилу планирования торгового пространства (rule of SPACE TO SALE) товарная категория, товарная группа или торговая марка должна занимать такой процент торговой площади, какой она занимает в продажах всего товара, выставленного на определенной торговой площади данного магазина (точки продаж). 4. Доступность товара (марки, SKU) на полке - доля полочного пространства, которое принадлежит анализируемой марке, SKU. Доля, которую занимает торговая марка или SKU на полке (в емкости или площади полочного пространства) должна соответствовать аналогичной доле в продажах всего товара, выставленного на определенном пространстве. «Словарь основных терминов по дистрибуции и мерчендайзингу» (Авторы: Мельниченко Л.Н., Никишкин В.В.), который в ближайшее время будет опубликован Издательским Домом Гребенникова в формате словаря - учебного пособия для студентов по специальности 080111-«Маркетинг», Мельниченко Леся Николаевна, директор Центра маркетинга Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт). Никишкин Валерий Викторович, декан факультета маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова. |