21.07.2009
Symbol, маркетинг, рынок, закон, торговля

Станет ли российский рынок более цивилизованным после реализации нового закона о торговле?

Рынок рыбной консервации как лакмусовая бумажка для проверки на прочность нового закона о торговле

Рыбная консервация является неизменным продуктом в продуктовой корзине россиянина вне зависимости от экономических и политических потрясений страны. Показатели официальной статистики в динамике свидетельствуют о постоянном росте рынка рыбных консервов. Так, оборот розничного рынка в денежном выражении ежегодно увеличивается на 25%. В период с 2002 по 2008 год рынок вырос более чем в 3 раза, достигнув показателя в 52,1 млрд рублей.

Соответственно, российское производство набирало свои обороты: по итогам 2008 года на территории Российской Федерации было произведено порядка 625 млн условных банок рыбных консервов, что почти на 8% больше аналогичных показателей 2007 года. Лишь за первые 5 месяцев 2009 г. произвели 191 млн условных банок.

Росли в денежном выражении и импортные поставки. Только в 2007 году в общей сложности было ввезено почти 90,6 тыс. тонн рыбной консервации.

Экономический кризис вызвал неизбежное повышение цен. Причем российский розничный рынок отреагировал значительным увеличением цен на продукты питания. Так, в мае текущего года по сравнению с концом 2008 г. в РФ цены на овощи выросли на 22,0%, в то время как в странах ЕС их рост составил в среднем всего 3,7%; на фрукты - в РФ на 15,1% (в ЕС - на 4,0%); на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты - в РФ на 13,4% (в ЕС - на 1,3%); на рыбу и морепродукты в РФ цены увеличились на 11,1% (в странах ЕС, напротив, в среднем цены даже снизились на 1,0%).

Однако с помощью механизмов государственного регулирования рост цен в потребительском секторе был скорректирован. Уже в декабре 2008 г. несколько замедлились темпы роста потребительских цен, отмечалось существенное снижение цен производителей промышленных товаров. Вместе с тем разница в установленных производителями ценах на рыбные консервы и в рознице достигала в феврале 2009 г. почти 156%.

С началом кризисных проявлений потребительское поведение на отечественном рынке продуктов питания стало меняться: потребители от каких-то продуктов были вынуждены отказаться, пришлось выбирать иные бренды или вообще небрендированную продукцию.

Согласно данным социологов, кризис заставил россиян экономить в первую очередь на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%).

Потребителям остается только надеяться, что новый закон о торговле поумерит аппетиты розничных операторов и станет одним из шагов на пути строительства в России цивилизованного рынка и социально ориентированной экономики.

Маркетинговое агентство Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group) провело инициативное исследование текущего состояния и перспектив отечественного рынка консервированных рыбопродуктов.