05.08.2009
Логотип Nielsen

Глобальные потребители видят свет в конце тоннеля: Nielsen

Уровень потребительского доверия вырос на 5 пунктов. Потребители стран БРИК и Азии помогут миру восстановиться после экономического спада

Надежды потребителей на конец глобального экономического кризиса окрепли во втором квартале 2009 года, согласно данным глобального онлайн исследования Индекса потребительского доверия Nielsen, проведенного в 28 странах мира. Глобальный индекс потребительского доверия вырос с 77 пунктов в марте до 82 в июне, подстегнутый возродившимся оптимизмом и ростом национальных фондовых бирж стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и Азии.

"В предыдущую волну исследования в марте, мы наблюдали первые признаки того, как по мере роста беспокойства среди мировых потребителей, рецессия достигла дна. Три месяца спустя в сознании потребителя произошел переворот: респонденты восприняли идею восстановления экономики", комментирует Джонатан Бэнкс, Директор по стратегическому планированию и анализу, The Nielsen Company.

В ходе недавней волны (конец июня 2009 года) этого крупнейшего в своем роде глобального онлайн исследования компания Nielsen опросила свыше 14 тыс. регулярных интернет-пользователей в 28 странах мира, включая Россию. 71% мировых респондентов признали, что их страна переживает экономический кризис, в то время как еще три месяца назад таких было 77%.

"Мировые потребители едины во мнении - худшее позади, и такое единодушие дает основание полагать, что респонденты видят свет в конце тоннеля", отмечает Бэнкс. "Самый большой подъем уровня потребительского доверия за последние три месяца был зафиксирован в странах БРИК и на Азиатских рынках", продолжает он. Уровень потребительского доверия в Индии подскочил на 13 пунктов, на 9 пунктов в Японии, Южной Корее, Гонконге и Индонезии. На 8 пунктов индекс вырос на Тайване и в Бразилии, и на 7 пунктов в России, Сингапуре, Турции, Филиппинах и Великобритании. Единственным исключением стали США и Новая Зеландия, уровень потребительского доверия в этих странах остался неизменным, по сравнению с последней волной исследования в марте - апреле 2009 года, а также Германия - единственная страна из 28 участвовавших в опросе, где был зафиксирован спад в один пункт. Индекс потребительского доверия Nielsen: рост в 24 странах из 28
Март 2009 года vs. Июнь 2009

Данные глобального онлайн исследования Индекса потребительского доверия Nielsen


Но даже в Германии, единственной стране с небольшим падением индекса, видны первые признаки неизбежного восстановления экономики. Согласно данным исследования Nielsen, каждый третий немец (29%) ответил, что рецессия закончится в ближайшие 12 месяцев, тогда как три месяца назад таких было 22%. У каждого третьего жителя Германии возродилась готовность тратить, так 31% немцев полагают, что "сейчас хорошее время для покупки желаемых товаров".

Результаты июньской волны глобального онлайн исследования продолжают тренд, выявленный в ходе последней волны исследования 'Russians through Crisis' в мае. Индекс потребительского доверия в России остается стабильным в мае и в июне на уровне 82 пунктов.

Одним из главных признаков улучшения потребительского климата можно назвать готовность россиян тратить. И если в мае каждый пятый россиянин соглашался, что сейчас хорошее или отличное время для покупок, то через месяц так утверждать стали уже 29% респондентов. В то же время чувство неопределенности все еще витает в воздухе: каждый четвертый россиянин затруднился ответить на вопрос, стоит ли ждать выхода страны из кризиса в ближайшие 12 месяцев, а экономика по-прежнему является главным источником для беспокойства. Сегодняшние настроения россиян могут стать затишьем перед бурей в случае второго витка рецессии осенью, который прогнозируют ряд финансовых аналитиков.

Последние данные Индекса потребительского доверия отражают возврат на позитивную, стабильную территорию для потребителей на развитых рынках Южной Кореи, Тайване и Японии, которые боролись с инерцией и политической нестабильностью на протяжении долгого времени. Рост Индекса потребительского доверия в Азии во многом обусловлен быстрой и эффективной поддержкой экономики на государственном уровне в ответ на вызов мирового кризиса. Во второй по величине экономике мира, Японии, правительство снизило налоговые обязательства, ввело субсидии на покупку новых машин, а для стимулирования трат, государство ввело схемы поощрения (в том числе наличными деньгами, а также, например, с помощью купонов на подарки).

"Наравне с увеличением кредитов для малого и среднего бизнеса, в рамках программы защиты окружающей среды, в Японии приняты меры поощрения приобретения экологичной бытовой техники. Также, для поддержания туризма внутри страны, правительство снизило национальные пошлины на автомагистрали", говорит Бэнкс.

Фондовые биржи стран БРИК и Азиатских рынков оказали непосредственное влияние на уровень потребительского доверия. Благодаря совместным усилиям фондовых рынков Азии, цены на собственность в этих странах, быстрее других, стали возвращаться к докризисным значениям. Российский фондовый рынок вырос на 60% с начала года, рынок Тайваня вырос на 50%. Рынки Бразилии и Сингапура поднялись на 40% за первое полугодие 2009 года, Южной Кореи и Гонконга на 30%.

В связи с тем, что состояние национальных фондовых рынков напрямую коррелирует с уровнем доверия в азиатских странах, неудивительно, что потребители Азии оказались в десятке оптимистично настроенных рынков. Число респондентов ответивших, что экономика их страны переживает кризис, сократилось в Гонконге на 14 пунктов, в Тайване на 13, Сингапуре и Японии на 12 пунктов, в Индии и Китае на 10.

В России, число опрошенных согласившихся с тем, что страна переживает экономический кризис, все еще велико - 88%, хотя и сократилось по сравнению с мартом - апрелем на 4 пункта. "Позитивные экономические новости и растущий оптимизм среди потребителей за последние несколько месяцев, безусловно, заставили респондентов на этих рынках поверить, что экономика начала восстанавливаться", комментирует Бэнкс. Согласно данным исследования Nielsen, проведенного в марте этого года 28% жителей Сингапура сказали, что ожидают окончания кризиса в течение года, в июне их число возросло до 39%. Похожую ситуацию показывают данные по ОАЭ. В марте, 32% опрошенных ожидали окончания кризиса, тогда как в июне таких стало 43%.

Последние данные Nielsen показывают, что индекс потребительского доверия в Великобритании вырос по сравнению с предыдущей волной на 7 пунктов. "Респонденты Великобритании менее всего зависят от потребности тратить. Потребители, у которых есть работа, а это подавляющее большинство, сейчас имеют больше доступных средств, так как они уже сократили траты на машины и отпуск. Респонденты знают, что кризис не окончится в один день, но хороших новостей несравнимо больше, нежели плохих за последние несколько месяцев", говорит Бэнкс.

Как только СМИ перестали нагнетать обстановку вокруг рецессии и число негативных публикаций сократилось, согласно данным Nielsen Buzzmetrics , число обсуждений кризиса на форумах, в блогах и т.п. снизилось на 60% с марта по июнь 2009 года. "Внимание людей переключилось с самой рецессии на то, как жить и более рационально тратить в новых экономических условиях", говорит Бэнкс.

Главными источниками беспокойства в мире, потеряв 2 пункта по сравнению с предыдущей волной исследования, является возможная потеря работы - 20% мировых респондентов сообщили об этом, а также состояние национальной экономики - 19% (падение 4 пункта). Россияне же продемонстрировали обратное соотношение: 24% обеспокоены текущей экономической ситуацией в стране и 17% возможной потерей работы.