21.08.2009
Логтип GfK Rus

Исследование рынка консервированных овощей от GfK Rus

Овощная консервация занимает почетное место в меню большинства россиян. При этом, по мнению экспертов, традиция приготовления домашних заготовок вносит весьма весомый вклад в общий объем потребления консервированных овощей, сокращая тем самым потребление консервации, произведенной на предприятиях. Данное утверждение в основном касается таких сегментов, как консервированные огурцы и помидоры, на которые приходится около 15% от общего объема потребительского рынка консервации. Это наблюдение подтверждается и данными потребительской панели ГфК. Так, в 2008 году по сравнению с 2007 годом общий объем потребления консервированных помидоров и огурцов, произведенных на предприятиях, сократился на 17% и 5% соответственно (диаграмма 1).

Диаграмма 1
Изменение объема потребления (в %) 2008 г. по сравнению с 2007 г.
Диаграмма, Изменение объема потребления (в %) 2008 г. по сравнению с 2007, ГфК - Русь, данные потребительской панели, Городская Россия, выборка 6200 домашних хозяйств
ГфК - Русь, данные потребительской панели,
Городская Россия, выборка 6200 домашних хозяйств


Что касается всего рынка консервации, то в 2008 году по сравнению с 2007 годом его объем также немного сократился (на 2%). Стоит отметить, что при этом количество покупателей консервированных овощей осталось неизменным, а основной причиной небольшого падения рынка стало уменьшение потребления, на которое в свою очередь повлияло сокращение числа покупок, то есть потребители стали реже покупать овощную консервацию, произведенную промышленным путем.

Среди различных сегментов консервированных овощей наибольшее падение объемов потребления отмечено в таких сегментах, как кабачки (-39%), перец (-4%), баклажаны (-9%), баклажанная икра (-7%) и, как ранее уже было отмечено, помидоры (-17%) и огурцы (-5%). Также снизилось потребление зеленого горошка (на 5%), кукурузы (на 2%) и грибов ((на 2%). В то же время, объем потребления оливок, маслин, овощных смесей и фасоли, овощных смесей, кабачковой икры, наоборот, вырос (на 7%, 2%, 11%, 8% и 11% соответственно, что отражено на диаграмме 1).

В целом структура рынка овощной консервации в 2008 году практически не изменилась. Как и в 2007 г., наиболее востребованными сегментами консервированных овощей являются зеленый горошек и кукуруза (на них приходится 29% и 22% соответственно). По 10% приходится на такие сегменты, как фасоль и огурцы (диаграмма 2).


Диаграмма 2
Структура рынка овощной консервации (в %) в 2007 и 2008 гг.
Диаграмма , Структура рынка овощной консервации (в %) в 2007 и 2008, ГфК - Русь, данные потребительской панели, Городская Россия, выборка 6200 домашних хозяйств
ГфК - Русь, данные потребительской панели,
Городская Россия, выборка 6200 домашних хозяйств


В региональном разрезе структура рынка овощной консервации в 2008 году также осталась неизменной. Наибольшую долю в общем объеме потребления занимает Центральный Федеральный округ, включая Москву (34%). На Приволжский и Южный Федеральный округ приходится по 15%, на Северо-Западный округ, включая Санкт-Петербург, приходится 12%, на Уральский Федеральный округ - 10%, на Сибирский Федеральный округ - 9%. Дальний Восток занимает наименьшую долю среди всех федеральных округов (5%) (диаграмма 3).

Диаграмма 3
Региональное распределение потребительского рынка овощной консервации (в %), 2008 г.
Диаграмма , Региональное распределение потребительского рынка овощной консервации (в %), 2008, ГфК - Русь, данные потребительской панели, Городская Россия, выборка 6200 домашних хозяйств
ГфК - Русь, данные потребительской панели,
Городская Россия, выборка 6200 домашних хозяйств

Что касается распределения продаж консервированных овощей среди различных торговых каналов, то современные каналы торговли, такие как гипермаркеты/ супермаркеты и магазины эконом-класса занимают большую часть (31% и 20% соответственно). В то же время такой традиционный канал торговли, как небольшие продуктовые магазины, также является важным местом покупки овощной консервации для российских потребителей (22%). Данная структура распределения каналов характерна для всех федеральных округов. Стоит лишь отметить, что в Москве и Санкт-Петербурге современные каналы торговли (гипермаркеты/ супермаркеты и магазины эконом-класса) являются основным местом покупки консервированных овощей и занимают более 2/3 от всех торговых каналов.

Лидирующие позиции на потребительском рынке овощной консервации занимают западные производители. Самым крупным из них является компания Bonduelle (Франция), на которую, по данным потребительской панели ГфК-Русь, приходится 12% всего рынка овощной консервации (компания также является безусловным лидером в сегментах кукурузы и зеленого горошка (18% и 21% соответственно)). Далее следуют французский производитель Le Group CECAB, владеющий марками Globus и D'aucy, и венгерский производитель EKO, каждый из которых занимают по 4% всего рынка консервированных овощей. Среди отечественных производителей лидирует компания Балтимор, также занимающая чуть менее 4% всего рынка овощной консервации и являющаяся лидером в сегменте консервированных огурцов (7% от всего рынка огурцов).

В заключении можно сказать, что в целом потребительский рынок консервированной овощной продукции показывает некоторое снижение объемов в большинстве сегментов. С одной стороны, это может быть следствием выбора традиционных домашних заготовок вместо аналогичной продукции, произведенной промышленным путем. С другой стороны, российские потребители могут отказываться от консервации в пользу свежих и замороженных овощей.