24.08.2009

Как сговорились

Антимонопольщики готовят новую атаку на нефтяников, поставщиков лекарств и продуктов питания

Вчера в России вступил в силу второй антимонопольный законодательный пакет, который позволит ФАС эффективнее бороться с картелями и завышением цен на рынках. В первую очередь антимонопольщики нацелились на нефтяные компании. По словам руководителя ведомства Игоря Артемьева, оптовые цены на бензин сильно завышены: они соответствуют цене на нефть в 120–130 долларов за баррель. Однако эксперты в успех нового «крестового похода» ФАС не верят: топливо в любом случае подорожает минимум на 10–15%.

Со вчерашнего дня за картельный сговор чиновников и бизнесменов по закону можно сажать в тюрьму. Ранее уголовной ответственности за подобные нарушения не предусматривалось. По словам Игоря Артемьева, прежде всего пакет коснется топ-менеджеров компаний, работающих на рынках нефтепродуктов, лекарств, продуктов питания. «Мы рассчитываем, что, когда некоторые заговорщики сядут в тюрьму, многие предприниматели, занимающиеся сегодня незаконной практикой, перестанут нарушать закон», – стращает он.

Первыми под раздачу, судя по всему, попадут нефтяники, которые подозреваются в незаконном сговоре. «Если говорить о нефтяных компаниях, то у нас есть большое подозрение, что это опять все происходит согласованно», – сказал глава ФАС, добавив, что пока обвинений никому не предъявлено. Однако в завышении цен обвинения звучат прямо. «Мы считаем рост цен, отмеченный на рынке автомобильного топлива в последнее время, неадекватным, в связи с чем хотели бы предупредить нефтяные компании, что в случае его продолжения можем возбудить третью серию дел в их отношении уже по новому, более жесткому антимонопольному законодательству. Пока такое решение еще не принято. Мы обращаемся прежде всего к компаниям «большой четверки» («ЛУКойл», ТНК-BP, «Роснефть», «Газпромнефть»), чтобы они еще раз пересмотрели свою политику в отношении оптовых цен. Сегодня эти оптовые цены таковы, что соответствуют пиковым, когда цена на мировом рынке была максимальной – 120–130 долларов за баррель», – сказал Игорь Артемьев.

Здесь с г-ном Артемьевым нельзя не согласиться. Оптовые цены на бензин сорвались с цепи, как по команде «фас». В феврале тонна 92-го стоила в опте около 16 тыс. рублей. Сейчас, по данным информационного центра «Кортес», она поднялась до 26 тыс. 800 рублей. А тонна 95-го бензина в оптовом звене подорожала до 29 тыс. 100 рублей. Таким образом, оптовая цена 1 литра этой марки выросла уже до 22,5–23 рублей. При этом на московских АЗС литр Аи-95 стоит в среднем 23,5 рублей. Эксперты подтверждают: прибыль розницы тает. «Сейчас розница рентабельна только по дизтопливу. С 1 литра высокооктанового бензина АЗС получают 50–70 коп. прибыли. Хотя маржа должна составлять минимум 10% от оптовой цены, то есть около 2 рублей. Это себестоимость выдачи литра бензина. Нормальная маржа АЗС – от 15%. Нужно отметить, что на АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным НК, темпы роста розничных цен отстают от оптовых. Они получают топливо по внутренним корпоративным ценам. Это создает условия для выдавливания с рынка независимых операторов», – рассказал «НИ» председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев. «Оптовые цены, по моему мнению, завышены, поскольку цена экспорта ниже, чем цена на внутреннем рынке. Плюс планируется остановка двух нефтеперерабатывающих заводов, что скажется на поставках нефтепродуктов. Как следствие возникнут предпосылки для роста оптовых и розничных цен», – добавил специалист.

Отметим, что, если АЗС будут брать маржу в 15%, литр Аи-95 в рознице достигнет цены в 27 рублей. А если выйдут на 25%, как уже бывало, литр того же топлива может подорожать до 29,4 рубля. «Сложилась олигополия, которая позволяет компаниям обмениваться информацией, согласовывать какие-то моменты, – поведал «НИ» главный директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. – Все компании могут сказать, что раньше цены были низкие, они недобирали. Плюс экспортные пошлины были высокими, когда цена на нефть падала. И сейчас пришло время эти потери компенсировать. Да, сейчас ФАС может позверствовать – началась уборочная кампания, а цены растут. Но рынок полностью зарегулировать нельзя. Это невозможно. Лучший регулятор – конкуренция, но ее нет».

По мнению специалиста, даже ужесточение законодательства не поможет в ближайшей перспективе остановить рост цен. «Цены повышаются, и предпосылок для остановки их роста нет. Возможно, некоторое воздействие уголовная ответственность и окажет. А можно снова проводить совещания с руководителями НК, говорить – «головы пооткручиваем!». Уже пугали штрафами в 300 млн. руб., а цены выросли», – напоминает г-н Фейгин.

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия