23.09.2009

Исследование Synovate: 88% россиян считают, что государство должно контролировать стоимость продуктов в продуктовых магазинах и супермаркетах

Можно по-разному относится к сформировавшейся в современном мире культуре приобретения и потребления материальных благ. Но факт остаётся фактом - большинство из нас всё чаще ходит в магазины и супермаркы, совершая те или иные покупки.

Гипер и супермаркеты, продуктовые магазины и другие розничные точки продаж - все они стали неотъемлемой частью жизни россиян. Начавшийся чуть больше года назад мировой финансовый кризис нанёс сильный удар как по сетям розничной торговли и индивидуальным предпринимателям, так и по простым потребителям, заставив их изменить свои покупательские привычки и сократить расходы.

Чтобы лучше разобраться в том, как за прошедший год изменилось покупательское поведение россиян и выяснить, где они сейчас предпочитают совершать свои покупки, компания Synovate с помощью методологии Omnibus опросила 1200 респондентов из крупных городов России.

Выяснилось, что за последние 12 месяцев 35% опрошенных россиян были вынуждены сократить свои расходы на пищевые и другие продукты, приобретаемые в супермаркетах. Особенно сильно пришлось "ужаться" жителям Западной Сибири (46%) и Урала (41%). А меньше всего ощутили на себе негативное воздействие кризиса жители Санкт - Петербурга (25%).

Но, несмотря на сокращение расходов, в целом по России 37% респондентов сообщили нам, что ходят в магазины за покупками каждый день. При этом оказалось, что больше всего людей, согласных с данным утверждением, проживает в Западной и Восточной Сибири (45% и 50% соответственно). Выяснилось также, что женщины (44%) совершают ежедневные походы в магазины заметно чаще мужчин (30%).



Что же касается тех мест, где россияне предпочитают совершать покупки, то голоса респондентов распределились следующим образом:



Как видно из диаграммы, Интернет службами по доставке продуктов на дом пользуется всего лишь 1% респондентов. Тем не менее, 48% россиян согласились с утверждением, что: "Я бы покупал(а) продукты через Интернет, если бы я был(а) уверен(а) в том, что эта услуга надежная и что я получу продукты самого высокого качества". Так что компаниям, занимающимся продажей продуктов через Интернет, ещё только предстоит убедить жителей России в качестве предоставляемых ими товаров и услуг.

О кризисе, ценах и пользе для организма

Финансовый кризис изменил не только расходы россиян, но и всё их мироощущение.

Например, 56% опрошенных россиян сообщили, что берут с собой в магазин список, чтобы купить именно то, что им нужно. А 31% респондентов всегда ходят в те магазины и супермаркеты, которые предлагают самые большие скидки. Говоря о скидках, стоит так же отметить и различные программы лояльности: 63% респондента сообщили, что подобные программы являются важным стимулом при принятии решения о том, где совершать покупки.

Исследователей не удивил тот факт, что 88% россиян уверены, что цены на продукты в их стране завышены - ведь все смогли уже ощутить это на себе. Удивило другое: 88% верят в то, что государство должно вмешиваться в экономику и осуществлять контроль над ценообразованием в супермаркетах и продуктовых магазинах. Судя по всему, принцип laissez-faire не прижился в России.
В целом в условиях кризиса 73% россиян отдают явное предпочтение отечественным продуктам. Возможно, это связано с их более низкой стоимостью, а возможно с тем фактом, что отечественные продукты традиционно имеют репутацию более полезных и экологичных. Последнее приобретает особый смысл, учитывая тот факт, что 86% респондентов выразили своё согласие с утверждением: "Я бы делал(а) все возможное, чтобы покупать продукты в супермаркете, гипермаркете или продуктовом магазине, соответствующих экологическим стандартам". Даже несмотря на трудное положение в экономике, россияне по-прежнему беспокоятся о качестве и экологичности продуктов питания.