ФАС пригрозила забрать заправкиАнтимонопольная служба ждет скорого снижения цен на бензин, обещая нефтяникам новые проблемы
Изменение стоимости нефтепродуктов может произойти во втором полугодии этого года после того, как судом будут подтверждены все претензии ФАС к нефтяным компаниям. Такое мнение высказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. В пятницу он выступил перед депутатами Госдумы и ответил на их вопросы.
«Есть попытка нефтяных компаний приравнять цены на внутреннем рынке к европейским» «Мы уверены, что квалифицированно определили, что нефтяные компании нарушают законодательство. Есть время – вторая половина года, когда окончательные судебные решения будут вынесены высшими судебными инстанциями. Тогда появится возможность применения к компаниям меры уголовной ответственности», – сообщил Голомолзин.
По словам Голомолзина, со стороны нефтяных компаний была попытка приравнять цены на внутреннем рынке к европейским, сообщает РИА «Новости». Цены в России примерно в два раза отличаются от цен в Европе, добавил он, отметив, что ведомство не может воздействовать на них напрямую, а может лишь влиять на нарушителей.
Впервые ФАС обратила внимание на нефтяников около года назад. Тогда в ведомстве сочли, что четыре компании: Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, «Газпром нефть» – установили «монопольно высокие цены» на авиакеросин, бензин, дизельное топливо и мазут.
В середине октября 2008 года служба перешла в широкомасштабное наступление на нефтяников: от них потребовали снижения цены на нефтепродукты, причем в ФАС отмечали, что в ЕС и США стоимость бензина тогда снизилась на 15–20%, в то время как в России ничего подобного не происходило. Кроме того, служба обвинила компании в сообщении недостоверной информации о своей ценовой политике.
В итоге на компании были наложены взыскания на сумму от 1,1 до 1,6 млрд рублей. Размер примененных санкций оказался минимальным из-за кризиса, составив всего 1% от выручки, хотя максимальный их размер может достигать 15%. При этом нефтяные компании оспорили все штрафы в суде. Но на этом ФАС не остановилась.
В конце августа служба объявила, что оштрафовала ТНК-BP и «Газпром нефть» за нарушение статьи 10 закона о защите конкуренции (запрет на злоупотребление доминирующим положением). К компаниям были применены оборотные штрафы. В частности, для ТНК-BP размер штрафа составил 4,2 млрд рублей, а для «Газпром нефти» – около 4,7 млрд рублей. По словам Голомолзина, до конца октября будет определен размер штрафов для Роснефти и ЛУКОЙЛа.
Замруководителя ФАС также не исключил третью волну антимонопольных дел в отношении четырех крупнейших нефтяных компаний, которая теперь может сочетаться с привлечением к уголовной ответственности руководителей НК.
Если же ситуация с ценами на нефтепродукты не будет кардинально меняться, ФАС может поставить вопрос о структурных изменениях в российских нефтяных компаниях и отделении от них бизнеса АЗС.
«Сейчас обсуждается вопрос о законодательной регламентации деятельности в сфере обеспечения нефтепродуктами, в этой связи могут быть подняты вопросы и структурного характера», – приводит его слова «Интерфакс».
«Видимо, эта идея идет от идеи отделения газопроизводителей от газовой трубы. Однако целесообразность этой меры в данном случае сомнительна», – заявил ВЗГЛЯДу аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Нефтяники просто не найдут столько покупателей под свои АЗС, если их вынудят их продавать в порядке расчленения бизнеса. «Стоит заметить, что качественный бензин обеспечивают заправки как раз нефтяных компаний. И их все-таки не одна и не две. Заправки есть у Татнефти, «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, Роснефти, ТНК – этого достаточно, чтобы поддерживать конкуренцию внутри сектора», – пояснил Душин.
Если же компании начнут злоупотреблять ценами, то их всегда можно обвинить и оштрафовать, что каждый раз неприятно, учитывая внушительные размеры штрафов, считает аналитик. Между тем отделение нефтяников от бизнеса АЗС может привести к ухудшению качества автомобильного топлива. «Конкуренция, конечно, повысится, однако все равно АЗС будут приобретать горючее у оптовиков – тех же нефтяников или посредников», – отметил Душин.
Говоря о возможном изменении стоимости топлива, эксперт напомнил, что осенью и так происходит сезонное снижение цен на бензин после летнего автомобильного периода. Наталья Журавлева Взгляд |
||