Депутат Антон Беляков предлагает запретить широкую рекламу лекарствИ оставить ее только в медицинских журналах
Беляков отметил агентству, что задача любой рекламы - представить товар в лучшем свете, и реклама лекарств не стала исключением. "В результате, вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, "сильнее боли", а потом к несчастью узнает, что у него опухоль головного мозга", - заметил депутат. Или держа в памяти убедительное двустишие, что некое средство поможет от боли в животе всей семье, больной упорно отказывается от обращения к врачу и в итоге оказывается в операционной с запущенной формой аппендицита, добавил он. "К сожалению, наши граждане доверяют красочной рекламе таблеток больше, чем советам врачей-профессионалов. Но самое страшное, что провизоры в аптеках, обладая крайне низким уровнем квалификации, зачастую советуют гражданам препараты, опираясь на ту же рекламу по телевизору", - отметил Беляков. По его словам, около 5% больных, поступающих в медицинские заведения, являются жертвами самовольного приема лекарств, от бесконтрольного употребления таблеток больных умирает в 10 раз больше, чем от ошибок хирургов. Изменения, предлагаемые Беляковым, не коснутся только рекламы медицинских услуг. Руководитель департамента центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов рассказал "Газете", что в Германии, к примеру, запрещено рекламировать препараты от серьезных недугов, таких как туберкулез и гепатит, но разрешена реклама лекарств, применяемых при легких заболеваниях. "А в Америке позволено рекламировать часть рецептурных препаратов, но без рецепта их купить абсолютно невозможно. Вот над чем в России нужно работать", - считает он. В РФ в 2006 году были введены некоторые ограничения на рекламу лекарственных средств (в частности, было запрещено рекламировать рецептурные препараты), но эффективность их, по экспертной оценке, невелика. Эксперты, опрошенные "Газетой", отмечают, что в РФ нет четких критериев отнесения препарата к группе рецептурных или без рецептурных, мало проводится независимых клинических исследований, отсутствует эффективная система регистрации побочных эффектов. При этом потребление и, соответственно, продажи безрецептурных препаратов растут. Уже в 2006 году стоимостная доля рынка таких лекарств достигла 53% и продолжает расти. В то время как на британском рынке, к примеру, доля препаратов, продаваемых без рецепта, не превышает 20% общего оборота. По данным Российской ассоциации аптечных сетей, у 75% отечественных аптек безрецептурные препараты формируют свыше 50% прибыли, тогда как на рецептурные приходится всего 10- 20% прибыли. Согласно оценкам ЦМИ " Фармэксперт " и аналитического агентства DSM Group, фармацевтические компании тратят до 30% прибыли на продвижение своей продукции через рекламу и врачей, пишет "Газета". |
||