20.10.2009
ZenithOptimedia

ZenithOptimedia ждет 28-процентного спада на рекламных рынках

Агентство понизило прогноз на 2009 год

Рекламное агентство ZenithOptimedia понизило свой глобальный прогноз на 2009 год с -8.5% до -9,9%. Однако уже в 2010 году, прогнозирует агентство, рекламные рынки развивающихся стран ждет рост на 7,8%, а в 2011 г. - на 9,8%.

Агентство ZenithOptimedia Russia также пересмотрело свой последний прогноз, предполагавший падение расходов на рекламу от 15% до 24%. По новым данным спад по итогам 2009 года ожидается на уровне 24%-28%.

Более детализированные данные о состоянии рекламного рынка в первой половине 2009 года заставили глобальную сеть рекламных агентств ZenithOptimedia понизить свой прогноз на этот год: с -8,5% (по июльскому прогнозу) до -9,9%.

Однако, аналитики ZenithOptimedia уверены, что второе полугодие 2009 года будет гораздо менее болезненным для мирового рынка и надеется, что рынок увидит дно еще до конца этого года.

На 2010 год агентство ожидает скромный рост мирового рынка - на 0,5%. В этой цифре скрыта глубокая диспропорция между отрицательной динамикой развитых рынков (упадут на 2,9%) и развивающихся (вырастут на 7,8%). Кризис кредитной системы вскрыл серьезные структурные проблемы экономик США, Японии и стран Западной Европы, и для того, чтобы с ними справиться, уйдет несколько лет. Напротив, экономики некоторых развивающихся стран продолжают расти в кризис, а остальные имеют хорошие предпосылки, чтобы начать расти в 2010 году. В 2009 расходы на рекламу увеличатся в 27 странах мира. В 2010 их количество вырастет до 52.

В 2011 мировой рынок достигнет 4,3% роста. По сравнению с ростом 5-6%, который показывала реклама до кризиса, эта цифра выглядит вполне утешительно. В 2011 развивающиеся рынки покажут рост на 9,8%, развитые - на 1,5%. При этом доля развивающихся стран в общем рекламном "пироге" вырастет с 29% в 2008 году до 35% в 2011.

Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Северная Америка

188 359

181 333

157 107

150 832

152 059

Западная Европа

124 991

123 595

107 450

106 341

109 736

Азия и тихоокеанский регион

105 070

108 384

103 966

107 442

114 450

Центральная и Восточная Европа

31 293

35 218

27 862

29 258

32 071

Латинская Америка

26 511

30 356

30 573

32 533

34 968

Африка/Б.Восток/остальной мир

16 486

20 181

17 879

20 483

22 627

Весь мир

492 709

499 067

444 837

446 889

465 911

Источник: ZenithOptimedia

Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)

 

2007 v 06

2008 v 07

2009 v 08

2010 v 09

2011 v 10

Северная Америка

2,7

-3,7

-12 ,6

-4 ,0

0 ,8

(из них США)

2,5

-4,1

-12 ,9

-4 ,4

0 ,7

Западная Европа

6,0

-1,1

-11 ,2

-1,0

3,2

Азия и тихоокеанский регион

6,5

3,2

-3,1

3,3

6,5

Центральная и Восточная Европа

23,9

12,5

-20,9

5,0

9,6

Латинская Америка

16,3

14,5

0,6

6,4

7,5

Африка/Б.Восток/остальной мир

24,8

22,4

-11,4

14,6

10,5

Весь мир

6,8

1,3

-9,9

0,5

4,3

Источник: ZenithOptimedia

Крупнейшие медиакорпорации мира в первом квартале показали убытки на уровне 13,1%. Единственная из медиакомпаний, которая показывает рост (4%) вопреки кризису, - Google.

 

Общая выручка

Выручка от рекламы

Time Warner

-7,9

-7,7

News Corporation

-13,2

-16,4

Google

4,5

4,0

CBS Corporation

-12,5

-16,5

Bertelsmann

-6,8

-9,9

Gannett

-17,8

-17,6

Yahoo!

-12,8

-12,8

Clear Channel Communications

-22,1

-22,5

Mediaset

-13,2

-13,7

ITV

-11,8

-16,0

DMGT

-14,6

-16,2

TF1

-16,4

-16,7

Axel Springer

-6,6

-2,9

New York Times Company

-19,9

-18,8

JCDecaux

-13,3

-13,3

В среднем

-12,3

-13,1

Источник: ZenithOptimedia

Согласно форкасту ZenithOptimedia, интернет останется единственным растущим медиа по итогам года (рост на 9,2%). Больше всего вырастет контекстная реклама и новые «цифровые» форматы. В США (на самом фрагментированном рынке) «контекст» вырастет на 20% в 2009 году, видео-реклама в сети - на 19%, реклама социальных медиа - на 45%, мобильная реклама - на 69%. При этом обычная банерная реклама поднимется на скромных 3%. На мировом уровне к 2011 году интернет-реклама отвоюет 14,9% от всех рекламных расходов (в 2008 было 10,2%).
Все остальные медиа в 2009 году ждет спад. Самый большой провал - у журналов и газет, где рекламы станет меньше на 20% и 17%, соответственно. Упадок в этих сегментах сохранится и в 2010-2011 гг. Другие медиа возвратятся к росту - ТВ, реклама в кинотеатрах и ООН в 2010 году, радио - в 2011 году.

Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн, по текущему курсу)


 

2007

2008

2009

2010

2011

Газеты

130 744

123 748

102 136

97 703

97 228

Журналы

59 475

56 886

45 415

42 762

42 573

ТВ

181 322

186 822

172 320

174 836

183 177

Радио

38 697

37 853

33 647

33 280

34 216

Кино

2 283

2 394

2 180

2 274

2 422

Outdoor

31 730

32 764

29 112

29 828

31 430

интернет

42 281

51 601

54 087

60 253

68 557

Все медиа *

486 532

492 067

438 896

440 936

459 603

Источник:: ZenithOptimedia
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.


Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Газеты

26 ,9

25 ,1

23,3

22,2

21,2

Журналы

12,2

11,6

10,3

9,7

9,3

ТВ

37,3

38,0

39,3

39,7

39,9

Радио

8,0

7,7

7,7

7,5

7,4

Кино

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Outdoor

6,5

6,7

6,6

6,8

6,8

интернет

8,7

10,5

12,3

13,7

14,9

Источник: ZenithOptimedia

Российский офис ZenithOptimedia также понизил свои прогнозы: расходы на рекламу в 2009 году сократятся на 24%-28% (в рублевом эквиваленте) относительно 2008 года. В последнем, июльском прогнозе ожидалось падение от 15% до 24%.

На данный момент агентство считает, что в нынешней ситуации падение на 24% можно считать оптимистичным сценарием. Кризис в России затронул практически все сектора экономики, говорится в прогнозе. Продажи упали, и это оказало прямое влияние на рекламный рынок. Большинство рекламодателей были вынуждены сократить рекламные бюджеты, а некоторая часть игроков рынка полностью отказалась от рекламы до окончания кризиса. Первое полугодие 2009 года показало, что динамика развития рынка ниже пессимистичных прогнозов агентства (падение -30% для всего рынка). Второй квартал не принес рынку значительных изменений в лучшую сторону для всех медиа, за исключением интернета. Однако падение второго квартала было сравнимым с падением первого. Этот факт дает все основания полагать, что рынок прошел период нестабильности и непредсказуемости относительно дальнейшего развития ситуации. Многие эксперты агентства из числа игроков рынка уверены, что вторая половина этого года будет лучше, чем первая. ZenithOptimedia ожидает резкого, но непродолжительного падения рынка в 2009 году.

Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)


 

2006

2007

2008

2009

Телевидение

          85 900

        112 500

        137 600

116 960 - 110 080

Печатные СМИ

          44 600

          51 900

          57 600

34 560 - 33 408

Радио

          12 500

          14 900

          14 000

8 400

Наружная реклама

          33 100

          40 400

          45 800

32 060 - 29 770

Интернет

            2 900

           5 700

           7 500

7 875 - 7 500

Прочие носители

            1 800

           3 100

           4 500

3 375

ИТОГО

180 800

228 500

267 000

 

203 230 - 192 533

















Источник: ZenithOptimedia


Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)

 

2006

2007

2008

2009

Телевидение

30%

31%

22%

-15% - 20%

Печатные СМИ

13%

16%

11%

-40% -42%

Радио

47%

19%

-6%

-40%

Наружная реклама

25%

22%

13%

-30% -35%

Интернет

60%

97%

32%

+5%- 0%

Прочие носители

44%

72%

45%

-25%

ИТОГО

27%

26%

17%

 -24% - 28%

Источник: ZenithOptimedia