09.11.2009
Обзор рынка плодоовощных консервов в Москве и Санкт-Петербурге

Капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох!..



Обзор рынка плодоовощных консервов в Москве и Санкт-Петербурге

Исследования компании «Бизнес Аналитика»

Плодоовощные консервы в последние годы пользуются особой популярностью у российских потребителей. Некоторые эксперты рынка связывают это в том числе с традициями русской кухни – маринованные овощи, соленья, варенья издавна входят в рацион среднего россиянина. Другие специалисты объясняют это высоким ритмом жизни в мегаполисах и, следовательно, отсутствием времени на заготовку овощей и фруктов в домашних условиях.
Обзор рынка плодоовощных консервов подготовлен на основании данных розничного аудита и отчета Key Accounts Index (KA Index).*
Рынок плодоовощных консервов объединяет продукты с увеличенным сроком хранения, герметично упакованные и готовые к непосредственному употреблению. Основными сегментами рынка являются консервированные зеленый горошек, кукуруза, огурцы, томаты, томатная паста, овощная икра, грибы, бобы, овощные смеси, готовые блюда, фрукты и джемы.
Для большинства сегментов рынка консервированных продуктов характерна ярко выраженная сезонность с пиком в декабре. Декабрьские продажи превышают среднегодовые показатели: в одних сегментах – «томатная паста», «бобы», «овощная икра и закуски» – объемы продаж увеличиваются на 16-20%, в других – «зеленый горошек» и «томаты» – на 110-120%. Наименее успешными с точки зрения продаж консервированных продуктов являются три летних месяца.
В московских и петербургских торговых сетях из плодоовощных консервов наибольшим спросом пользуются зеленый горошек, оливки, огурцы, фрукты и джемы, включая варенья, конфитюры и другие виды этой продукции. Данные сегменты занимают наибольшую долю в продажах – суммарно на них приходится порядка 50-60% оборота в стоимостном выражении. В натуральном выражении наибольшую долю – более 30% рынка – занимают консервированные огурцы и зеленый горошек. Перераспределение продаж, которое происходит между сегментами в течение года, незначительно. Основные изменения структуры потребления приходятся на декабрь, когда традиционно растет доля продаж зеленого горошка – обязательного ингредиента праздничных салатов.

Обзор рынка плодоовощных консервов в Москве и Санкт-Петербурге

В феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008-го наиболее существенные изменения произошли в сегменте «консервированные фрукты и джемы» (рис. 1, 2): доли продаж этой продукции сократились и в Москве, и в Санкт-Петербурге – соответственно на 1 и 6 процентных пунктов (п. п.).

динамика продаж плодоовощных консервов


КАНАЛЫ ПРОДАЖ
По данным розничного аудита, среди каналов продаж плодоовощных консервов современные форматы торговли занимают наибольшую долю в стоимостном выражении: с учетом Metro Cash&Carry в Москве и Санкт-Петербурге на них приходится соответственно более 60 и 70%.
Последняя тенденция в розничной торговле – переключение покупателей на дискаунтеры – коснулась и рынка плодоовощных консервов. В Москве и Санкт-Петербурге доля продаж плодоовощных консервов в этом торговом канале за год выросла соответственно на 4 и 3 п. п. (табл. 1, 2).

изменения долей продаж плодоовощных консервов по торговым каналам изменения долей продаж плодоовощных консервов по торговым каналам


СРЕДНИЕ ЦЕНЫ ПО КАТЕГОРИЯМ
Девальвация рубля оказала существенное влияние на рост розничных цен на консервированную продукцию, значительная часть которой поставляется из-за рубежа. В сетевой рознице Москвы и Санкт-Петербурга наиболее значительный рост цен за год – более 40% – был отмечен в сегментах томатной пасты и консервированных огурцов (табл. 3).

индекс средневзвешенных цен по сегментам рынка пролоовощных консервов

Более чем на 30% выросли цены на кукурузу, томаты, бобы, зеленый горошек, фрукты и джемы, овощную икру, оливки. Наименьший рост цен – соответственно 15 и 6% – наблюдался в сегментах овощных закусок и грибов. Стоит отметить, что эти виды консервов в основном завозятся из-за рубежа – из Китая, Украины и других стран, – однако они оказались менее подвержены индексации цен.


ИГРОКИ РЫНКА
Конкуренция на рынке плодоовощных консервов за последний год сохранилась на прежнем уровне. Как и в 2008 году, на сегодняшний день в сетевой рознице Москвы и Санкт-Петербурга представлена продукция около 150 компаний. В каждом из сегментов, как правило, есть свой список игроков, которые лидируют по продажам в сетях. В наиболее крупных сегментах пятерка ведущих компаний в стоимостном выражении занимает от 48% рынка – в сегменте фруктов и джемов до 84% – в сегменте кукурузы.
В сетевой рознице достаточно сильны позиции частных марок сетей. Стоит отметить, что при расчетах доли частных марок продажи этих марок суммируются, что позволяет им выйти в лидеры рейтинга. В 2008 году в сетях двух столиц совокупная доля частных марок по стоимости составила около 15%. При этом отмечается небольшое снижение доли за год – на 1,5 п. п. Наибольшим успехом у покупателей пользуются частные марки в таких сегментах, как «огурцы» и «зеленый горошек», однако они уступают по популярности брендам крупных производителей рынка. Что касается цен на частные марки, то они ниже среднерыночного уровня на 20-30% – в зависимости от сегмента. При этом динамика цен на частные марки повторяет среднерыночную динамику – за последний год рост цен составил в среднем 31%.


УПАКОВКА
Основными видами упаковки для плодоовощных консервов остаются жестяная и стеклянная банки. Их доли практически равны – при небольшом преимуществе у жестяной упаковки – и стабильны из года в год (табл. 4, 5).

распределение продаж по основным видам упаковки Распределение продаж по основным видам упаковки

В сегменте плодоовощных консервов в стеклянных банках наибольшей популярностью у потребителей пользуются огурцы – в стоимостном выражении на их долю приходится 30% продаж продукции в этой упаковке. Также значительные доли занимают овощная икра, томаты, грибы и овощные закуски – каждому сегменту принадлежит около 11-12% продаж. Среди консервов в жестяной банке лидируют зеленый горошек, оливки, кукуруза и бобы – на их долю приходится 85% рынка в разрезе этой упаковки. Перераспределения продаж по видам упаковки внутри сегментов за прошлый год практически не наблюдалось – все колебания находились в рамках 1-2%.
Что касается распределения рыночных долей в зависимости от объема упаковки, то в последнее время растет доля тары большого объема: в сегменте жестяных банок это упаковка более 400 мл, а в сегменте стеклянных банок – более 600 мл. Так, в январе-феврале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи кукурузы в жестяных банках объемом до 400 мл сократились в стоимостном выражении на 14 п. п., а в упаковке более 400 мл – выросли на 26 п. п. В этот же период продажи огурцов в стеклянных банках объемом до 600 мл выросли на 11 п. п., а в банках более 600 мл – на 28 п. п. Схожая картина наблюдалась и в других сегментах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок плодоовощных консервов в начале 2009 года ответил на кризисные явления в экономике ростом цен на все виды продукции, причем этот рост был выше среднего инфляционного уровня. Между тем радикального сокращения спроса не произошло. По данным розничного аудита, в первые месяцы 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем рынка в натуральном выражении остался на прежнем уровне. Такое положение вещей, скорее всего, объясняется либо высоким потенциальным спросом на консервированные продукты, либо переключением потребителей со свежих овощей и фруктов, которые дорожают еще более высокими темпами. Статистика продаж первых кварталов 2009 года подтвердит или опровергнет эти гипотезы.

* Розничный аудит исследует продажи по всем каналам дистрибьюции; KA Index детально показывает только статистику в крупных розничных форматах.

Юрий Денисов,
руководитель проекта Key Accounts Index


FOODMARKET