Исследования компании «Бизнес Аналитика»
Плодоовощные консервы в последние годы пользуются особой популярностью у российских потребителей. Некоторые эксперты рынка связывают это в том числе с традициями русской кухни – маринованные овощи, соленья, варенья издавна входят в рацион среднего россиянина. Другие специалисты объясняют это высоким ритмом жизни в мегаполисах и, следовательно, отсутствием времени на заготовку овощей и фруктов в домашних условиях.
Обзор рынка плодоовощных консервов подготовлен на основании данных розничного аудита и отчета Key Accounts Index (KA Index).*
Рынок плодоовощных консервов объединяет продукты с увеличенным сроком хранения, герметично упакованные и готовые к непосредственному употреблению. Основными сегментами рынка являются консервированные зеленый горошек, кукуруза, огурцы, томаты, томатная паста, овощная икра, грибы, бобы, овощные смеси, готовые блюда, фрукты и джемы.
Для большинства сегментов рынка консервированных продуктов характерна ярко выраженная сезонность с пиком в декабре. Декабрьские продажи превышают среднегодовые показатели: в одних сегментах – «томатная паста», «бобы», «овощная икра и закуски» – объемы продаж увеличиваются на 16-20%, в других – «зеленый горошек» и «томаты» – на 110-120%. Наименее успешными с точки зрения продаж консервированных продуктов являются три летних месяца.
В московских и петербургских торговых сетях из плодоовощных консервов наибольшим спросом пользуются зеленый горошек, оливки, огурцы, фрукты и джемы, включая варенья, конфитюры и другие виды этой продукции. Данные сегменты занимают наибольшую долю в продажах – суммарно на них приходится порядка 50-60% оборота в стоимостном выражении. В натуральном выражении наибольшую долю – более 30% рынка – занимают консервированные огурцы и зеленый горошек. Перераспределение продаж, которое происходит между сегментами в течение года, незначительно. Основные изменения структуры потребления приходятся на декабрь, когда традиционно растет доля продаж зеленого горошка – обязательного ингредиента праздничных салатов.
В феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008-го наиболее существенные изменения произошли в сегменте «консервированные фрукты и джемы»
(рис. 1, 2): доли продаж этой продукции сократились и в Москве, и в Санкт-Петербурге – соответственно на 1 и 6 процентных пунктов (п. п.).
КАНАЛЫ ПРОДАЖ
По данным розничного аудита, среди каналов продаж плодоовощных консервов современные форматы торговли занимают наибольшую долю в стоимостном выражении: с учетом Metro Cash&Carry в Москве и Санкт-Петербурге на них приходится соответственно более 60 и 70%.
Последняя тенденция в розничной торговле – переключение покупателей на дискаунтеры – коснулась и рынка плодоовощных консервов. В Москве и Санкт-Петербурге доля продаж плодоовощных консервов в этом торговом канале за год выросла соответственно на 4 и 3 п. п. (табл. 1, 2).
СРЕДНИЕ ЦЕНЫ ПО КАТЕГОРИЯМ
Девальвация рубля оказала существенное влияние на рост розничных цен на консервированную продукцию, значительная часть которой поставляется из-за рубежа. В сетевой рознице Москвы и Санкт-Петербурга наиболее значительный рост цен за год – более 40% – был отмечен в сегментах томатной пасты и консервированных огурцов (табл. 3).
Более чем на 30% выросли цены на кукурузу, томаты, бобы, зеленый горошек, фрукты и джемы, овощную икру, оливки. Наименьший рост цен – соответственно 15 и 6% – наблюдался в сегментах овощных закусок и грибов. Стоит отметить, что эти виды консервов в основном завозятся из-за рубежа – из Китая, Украины и других стран, – однако они оказались менее подвержены индексации цен.
ИГРОКИ РЫНКА
Конкуренция на рынке плодоовощных консервов за последний год сохранилась на прежнем уровне. Как и в 2008 году, на сегодняшний день в сетевой рознице Москвы и Санкт-Петербурга представлена продукция около 150 компаний. В каждом из сегментов, как правило, есть свой список игроков, которые лидируют по продажам в сетях. В наиболее крупных сегментах пятерка ведущих компаний в стоимостном выражении занимает от 48% рынка – в сегменте фруктов и джемов до 84% – в сегменте кукурузы.
В сетевой рознице достаточно сильны позиции частных марок сетей. Стоит отметить, что при расчетах доли частных марок продажи этих марок суммируются, что позволяет им выйти в лидеры рейтинга. В 2008 году в сетях двух столиц совокупная доля частных марок по стоимости составила около 15%. При этом отмечается небольшое снижение доли за год – на 1,5 п. п. Наибольшим успехом у покупателей пользуются частные марки в таких сегментах, как «огурцы» и «зеленый горошек», однако они уступают по популярности брендам крупных производителей рынка. Что касается цен на частные марки, то они ниже среднерыночного уровня на 20-30% – в зависимости от сегмента. При этом динамика цен на частные марки повторяет среднерыночную динамику – за последний год рост цен составил в среднем 31%.
УПАКОВКА
Основными видами упаковки для плодоовощных консервов остаются жестяная и стеклянная банки. Их доли практически равны – при небольшом преимуществе у жестяной упаковки – и стабильны из года в год (табл. 4, 5).
В сегменте плодоовощных консервов в стеклянных банках наибольшей популярностью у потребителей пользуются огурцы – в стоимостном выражении на их долю приходится 30% продаж продукции в этой упаковке. Также значительные доли занимают овощная икра, томаты, грибы и овощные закуски – каждому сегменту принадлежит около 11-12% продаж. Среди консервов в жестяной банке лидируют зеленый горошек, оливки, кукуруза и бобы – на их долю приходится 85% рынка в разрезе этой упаковки. Перераспределения продаж по видам упаковки внутри сегментов за прошлый год практически не наблюдалось – все колебания находились в рамках 1-2%.
Что касается распределения рыночных долей в зависимости от объема упаковки, то в последнее время растет доля тары большого объема: в сегменте жестяных банок это упаковка более 400 мл, а в сегменте стеклянных банок – более 600 мл. Так, в январе-феврале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи кукурузы в жестяных банках объемом до 400 мл сократились в стоимостном выражении на 14 п. п., а в упаковке более 400 мл – выросли на 26 п. п. В этот же период продажи огурцов в стеклянных банках объемом до 600 мл выросли на 11 п. п., а в банках более 600 мл – на 28 п. п. Схожая картина наблюдалась и в других сегментах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок плодоовощных консервов в начале 2009 года ответил на кризисные явления в экономике ростом цен на все виды продукции, причем этот рост был выше среднего инфляционного уровня. Между тем радикального сокращения спроса не произошло. По данным розничного аудита, в первые месяцы 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем рынка в натуральном выражении остался на прежнем уровне. Такое положение вещей, скорее всего, объясняется либо высоким потенциальным спросом на консервированные продукты, либо переключением потребителей со свежих овощей и фруктов, которые дорожают еще более высокими темпами. Статистика продаж первых кварталов 2009 года подтвердит или опровергнет эти гипотезы.
* Розничный аудит исследует продажи по всем каналам дистрибьюции; KA Index детально показывает только статистику в крупных розничных форматах.