Оптимизм растет, осторожность остаетсяНа фоне общего роста оптимизма потребители продолжают проявлять осторожность в расходахБолее половины (52%) россиян сократили расходы на развлечения, практически столько же (48%) урезали траты на крупные покупки для дома, а 46% наших соотечественников уменьшили цифру, заложенную в семейный бюджет на отдых и путешествия. Вместе с тем, по итогам международного опроса, Россия вошла в пятерку стран, граждане которых не очень сильно сократили расходы в последние три месяца. И хотя, потребители в нашей стране и в мире всё ещё очень осторожны в тратах, степень сокращения их расходов на различные категории товаров и услуг уже значительно меньше, чем три месяца назад. «Ромир», продолжает публикацию результатов четвертой волны исследования «Всемирный барометр финансового кризиса» - «Индекс потребительского доверия». Цель данного проекта – оценка восприятия респондентами из разных стран экономического кризиса и анализ их потребительского поведения в условиях финансовой нестабильности. В ходе исследования, в период с середины сентября до конца октября 2009 года, были опрошены 23 659 человек в 24 странах мира. «Ромир» провел российскую часть исследования и опросил тысячу жителей Российской Федерации. Исследователи отмечают, что на фоне общего повышения оптимизма, характерного для результатов четвертой волны проекта, потребители всех стран продолжают проявлять осторожность в том, что касается расходов. Однако, при сравнении результатов третьего и четвертого этапа (июль и октябрь 2009 г.) исследования, становится очевидным, что экономить потребители стали меньше. Так, доля респондентов из разных стран, утверждающих, что за последние три месяца им пришлось снизить траты, уменьшилась практически во всех перечисленных статьях расходов. Доли респондентов, сокративших расходы, % (во всех странах): Как и три месяца назад, более всего пострадали расходы на одежду/обувь/аксессуары. Траты на эту категорию товаров снизили половина (50%) участников международного опроса. Менее всего подверглись сокращению расходы на IT услуги (цифровое ТВ, домашнее подключение к интернету, кабельное ТВ и пр.). Если сравнивать итоги опроса в различных регионах мира, то видно, что Латинская Америка более других регионов сократила расходы на все категории в целом (47%), а жители Азиатско-Тихоокеанского региона, напротив, меньше всего экономили за последние три месяца (27%). Среди жителей разных стран, больше всего пришлось урезать свои траты жителям Мексики (59%), Исландии (47%), США (46%), Аргентины (46%) и Румынии (45%). Гораздо меньше экономили на перечисленных товарах и услугах граждане Швейцарии (20%), Австрии (19%) и Нидерландов (17%). Интересно, что американцы, которые достаточно уверенно выглядят почти во всех вопросах, всё ещё очень осторожны во всем, что касается денежных расходов. Средняя доля жителей США, сокративших свои расходы на 12% больше, чем общемировой показатель (46% против 34%). Американцы занимают третье место по числу граждан сокративших расходы. Доли респондентов сокративших расходы, % (распределение по странам): По степени сокращения расходов Россия занимает 19 место в общем списке из 23 стран, участвовавших в опросе. При сравнении результатов четвертой волны опроса с аналогичными показателями, полученными в ходе третьего этапа проекта, видно, что доли россиян, снизивших траты на перечисленные категории товаров и услуг, уменьшилась практически по всем категориям, за исключением медицинских расходов, где цифра осталась прежней. Доли респондентов, сокративших расходы, % (в России): Несмотря на то, что процент россиян, которые экономят на развлечениях (театр, кино, рестораны и пр.) снизился за последние три месяца на 3 пункта, эта статья бюджета вышла в нашей стране на первое место по доле респондентов, сокративших расходы на неё (52%). На крупных покупках для дома сэкономили практически половина (48%) наших сограждан, однако это на 11% меньше, чем в июле текущего года. Отдых и путешествия (46%) оказались на третьем месте по степени сокращения расходов среди жителей РФ. Наиболее значительно (на 20%) за последние три месяца сократилась доля россиян, которым приходится экономить на собственном гардеробе (одежда, обувь, аксессуары). РОМИР |