Вспоминая Анатолия Зверева3 декабря в столичном выставочном зале "Домик Чехова" начнет работу (до 14 февраля) выставка легендарного художника Анатолия Зверева (1931-1986), названная его фразой: "Садись, детуля, я тебя увековечу!". Это будет мультимедийное шоу, посвященное яркому представителю "неофициального искусства", одному из самых мощных русских художников ХХ века.О выставке Sostav.ru рассказал кандидат искусствоведения Сергей Соловьев: "Об Анатолии Звереве, умершем в возрасте 55 лет в 1986 году, доподлинно известны две вещи. Он был гениальным рисовальщиком и страшно пил. Знаменитое зверевское пьянство (так же, как пьянство его любимого Саврасова) стало частью романтического образа "свободного художника". Его друзья, покровители и те, кто просто принимал этого растрепанного бродягу, видели, что пьяный романтизм - оборотная сторона саморазрушения. Но вместе с тем они понимали: достичь такой свободы, полета, экспрессии можно только сильно разогнавшись. У кого-то этот пролет - в генах (например, у Пикассо, который, кстати, очень высоко оценил Зверева), у других - в сумасшествии (у Ван Гога), для нашего героя он проходил на алкогольных парах. Можно долго рассуждать о влиянии алкоголя на судьбы русской интеллигенции. Но в случае Зверева это будут досужие банальности: ну да, пил, ну да, бомжевал - мало ли пьяниц на наших просторах. Но любили и ценили его, конечно, за другое: за талант схватывать облик одной линией, за эмоциональный накал росчерков, за силу ассоциаций и метафор (в том числе и в речи). Его, что показательно, любили женщины. Те, к которым он обращался: "Садись, детуля, я тебя увековечу!". И, правда, увековечивал: зверевские портреты - это невероятный сплав очень личных, интимных чувств и атмосферы 70-х (с кухонными разговорами, дачными посиделками, чтением стихов и песен под гитару). И сколько бы ни говорили о его вещицах, написанных буквально за стакан водки, в минуты трезвого прозрения из-под кисти Анатолия Тимофеевича выходили шедевры, достойные классиков. В пору бурного капитализма 90-х зверевские рисунки наводнили арт-рынок - за ними охотились русские и западные коллекционеры. И не случайно: Зверев при всем его нон-конформизме (не идейном, а жизненном) - невероятно изящен и по-аристократически благороден. Что называется, отлично смотрится на стене. Знатокам и экспертам приходилось разгребать завалы подделок и второсортицы. Лишь после того, как галерист Полина Лобачевская устроила в Третьяковке огромную выставку его работ - ажиотаж уступил место вдумчивому изучению. На этот раз уже в качестве хозяйки "Домика Чехова" Полина Лобачевская "дает Зверева" в антураже XXI века - века тиражирования и мультимедиа. Поэтому выставка строится на двух важных принципах. Во-первых, жесткий отбор. Здесь всего 23 работы - 8 автопортретов (на первом этаже) и 15 "детуль" (на втором) - все на вес золота. Во-вторых, в двух залах показывают два фильма, специально созданные для проекта. Документальную картину режиссера Валерия Золотухи с жизнеописанием Зверева и ностальгическую зарисовку "АЗ". Всем, кто ценит новаторство на стыке музейного и галерейного искусства, кому интересна культура ХХ века и ее герои, ну, или кто просто неравнодушен к отличной живописи, - идти обязательно". |