"Сочи 2014" не за что любить"Российские и зарубежные эксперты о новом символе спорта в РоссииНа ближайшие пять-шесть лет спорт в России официально объявлен национальной идеей. Его будет олицетворять работа агентства Interbrand, которому пророчат титул законодателя в области брендинга. Впрочем, по неофициальным данным, руку к новой эмблеме приложили не только профессионалы. Логотип может стать пропагандой курса Дмитрия Медведева, давно избравшего интернет зоной своего влияния. Sostav.ru выяснил, что оптимизма власти разделают далеко не все. Вчера российская сторона представила миру свой первый логотип Зимних Олимпийских Игр и второй в своей истории олимпийский логотип. Конечно, тридцать лет назад ажиотаж вокруг эмблемы "Олимпиады 80" был не таким. Тогда конкурс выиграл художник Владимир Арсентьев, приславший свой вариант на обыкновенном тетрадном листе. С тех пор много что изменилось. Например, в России возникло такое слово как "брендинг", а его идеологи перестали прятаться за кулисами. Бренд "Сочи 2014" создавался всем народом. В исследованиях, которые предшествовали его появлению, приняли участие жители крупных городов России. Олимпийские социологи не обошли вниманием и потенциальных туристов. Большинство иностранных респондентов признались, что они надеются лучше узнать эту загадочную страну и её жителей. Представители Interbrand определили, что логотип должен "удивлять", быть "активным" и "настоящим". В результате эмблема решает сразу две задачи: с одной стороны олицетворяет цифровую революцию, с другой - рассказывает, что на Земле есть такой город - Сочи. Но позволил ли логотип приблизиться к "русской душе"? С иронией можно заметить: скорее да, чем нет. По словам дизайнера TNC BA Сергея Царькова, это очень умная работа. "Она не проста для понимания и отличается от традиционных "иллюстрированных" подходов с медведями, факелами, дельфинами на лыжах и так далее, - объясняет он Sostav.ru. - Interbrand решил задачу очень интеллигентно, предложив айдентику Олимпиады без знака". Впервые подобным образом поступило агентство Wolff Olins в логотипе лондонской Олимпиады 2012 года. Символ вызвал шквал негативных откликов. Против него немедленно взбунтовались пользователи интернета. Свое крайнее недовольство выразили и местные чиновники. Так мэр Лондона Кен Ливингстон назвал логотип "катастрофической ошибкой", а британский политик-консерватор Боб Нейл описал эмблему как "отвратительную". Кстати, на ее создание было потрачено 400 тысяч фунтов стерлингов. Interbrand пошел дальше, фактически превратив эмблему в доменное имя. "С точки зрения тренда информатизации общества, внедрение в логотип прямого указания на интернет-ресурс - шаг оригинальный и необычный. Но насколько он оправдан?" - задается вопросом в беседе с Sostav.ru руководитель отдела стратегического планирования Direct Design Дмитрий Стрюков. Возможно, ответ лежит на поверхности. Логотип сочинской Олимпиады отчетливо несет в себе программу Дмитрия Медведева: интернет, инновации, смелые решения, молодежь и так далее. Председатель координационной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК) Жан-Клод Кили даже осторожно намекнул во время презентации: "Меня поразил интерес политического мира к этому вопросу". Как бы то ни было, мнения по поводу нового образа "Сочи 2014" разделились. Одни ругают его за сложную декодируемость, другие хвалят за оригинальность. "В любом случае, это прикладное решение, которое бессмысленно рассматривать в отрыве от среды и сценариев жизни олимпийского логотипа", - рассказывает Sostav.ru дизайнер TNC BA Ольга Кавун. У президента брендингового агентства Depot WPF и cо-президента Ассоциации брендинговых компаний России Алексея Андреева и вовсе складывается впечатление, что в логотипе не нашлось места для нашей страны. "У России есть одна проблема, которая покрывает все остальные наши беды, как бык овцу - полностью потеряна самоидентификация, - комментирует он Sostav.ru.- Визуальные сообщения, посылаемые миру, говорят сами за себя. Мы не разобрались: кто мы, почему и зачем. Пример с фирменным стилем сочинской Олимпиады показателен. На одном конце воображаемой шкалы - мамонтенок, на другом - безликий космополитский логотип. А где Россия? В чем brand essence? Без ответа на эти вопросы обсуждение дизайнерских трендов теряет смысл". "Печально, но ничего "российского" в айдентике нет вообще, - соглашается с господином Андреевым Дмитрий Стрюков из Direct Design, - какая-либо самобытность в ней не прослеживается в принципе". По его мнению, в предложенной символике проигнорирован такой тренд, как "эмоционализация" бренд-пространства, что особенно важно для таких значимых и масштабных мероприятий, как Олимпийские Игры. "Предложенный стиль очень холодный и безжизненный. В нем совершенно нечего любить", - заключает эксперт. Дмитрий Захаркин, Sostav.ru |