На каких машинах будут ездить российские автомобилисты после кризиса?Восстановление покупательской активности на российском автомобильном рынке не за горами. По данным онлайн исследования Nielsen, все больше российских автовладельцев решаются на замену автомашины и даже готовы брать для этого кредит, уверенные, что в ближайшие месяцы их финансовая ситуация будет стабильной. Кому удастся воспользоваться ростом оптимистических настроений и потребительской активности автомобилистов? Согласно данным Nielsen, лидер предпочтений российских автовладельцев - класс SUV , - автомобиль этого класса будут рассматривать в качестве покупки 81% из тех, кто намерен покупать машину в ближайшие 1-2 года. Следующие по популярности в России - автомобили С класса (57% опрошенных), опережая D и B класс (32% и 29% соответственно)."Как показали результаты исследования Nielsen, посвященного влиянию экономической ситуации на автовладельцев и автомобильный бизнес, потребительский спрос на новые автомобили в крупнейших городах России может начать востанавливаться уже в 2010 году. Важнейшие признаки этого - стабильный рост оценки автовладельцами своего личного финансового состояния и готовности тратить на новые автомобили, который мы наблюдаем за последние полгода", - комментирует результаты исследования Ольга Белова, директор отдела потребительских исследований "Nielsen Россия". Действительно, по данным онлайн опроса Nielsen, автомобилисты сегодня более оптимистичны в своих прогнозах экономической ситуации в стране и оценках экономического положения своей семьи на следующий год. Если в апреле 2009 года, 83% опрошенных автовладельцев (в городах с населением свыше 100 тыс. человек) оценивали ситуацию в стране как период экономического спада, то в июле таковых было 68%, а в октябре 2009 года уже 54%. Улучшения в экономике страны ожидает каждый второй (51%) опрошенный в октябре 2009 (в июле 2009 - 39%). Улучшения экономического положения своей семьи ожидают 50% опрошенных в октябре 2009 (в июле - 42%). Рост уверенности в собственных финансах на ближайший год сказывается и на готовности автовладельцев брать кредиты и платить по ним. В октябре 2009 года число автомобилистов, которые планируют покупку машины в ближайший год и намерены следовать своему выбору (не переключаясь на недорогие модели), составило 37%. В апреле 2009, когда был зарегистрирован самый глубокий спад в настроениях автовладельцев, аналогичный показатель составлял 29%. Рис. 1. Планирование покупки автомобиля. Количество респондентов,%. Данные онлайн опросов Nielsen за период с октября 2008 по октябрь 2009 года.
Интересно, что по данным онлайн опроса в октябре 2009 года, каждый пятый (18%) из тех, кто планирует покупку автомобиля в ближайшие 1-2 года, намерен приобрести автомобиль в качестве дополнительной машины для семьи. Новые экономические условия диктуют выбор автомобиля. Среди марок автомобилей, которые респонденты в крупных городах рассматривают в качестве новой покупки, лидируют Toyota (24%), Ford (23%), Hyundai (17%), Nissan (17%) и Honda (16%) . Автомобили российского производства находятся на 13 месте в этом списке. Интересно, что порядка 18% участников опроса сообщили, что вынуждены изменить свой выбор из-за изменившихся экономических условий. Как и следовало ожидать, в числе докризисных лидеров предпочтений, было больше премиум-марок. На уровне модели автомобиля в список лидеров предпочтений вошли Ford Focus (14%), Chevrolet Lacetti (9%), Opel Astra (9%), Toyota RAV4 (8%), Honda Civic (8%) и Toyota Corolla (8%). Более трети респондентов наиболее вероятной покупкой для себя считают автомобиль с кузовом Седан или SUV (36% и 29% соответственно). При этом, среди тех, кто пожелал сменить свои предпочтения при выборе следующей машины в связи с экономической ситуацией, большинство проголосовали за SUV. В новых условиях все большее количество автовладельцев планируют замену машины, рассчитывая на поддержку со стороны банков. Если нынешняя машина куплена "на свои" у 62% участников исследования, то лишь 42% из тех, кто планирует покупку/замену автомашины в ближайшие 1-2 года, выражают готовность купить машину за счет собственных средств. *** В ходе исследования Nielsen также спросила автомобилистов, сколько в среднем они тратят сегодня на бензин, и что в нынешних условиях определяет их выбор автозаправки. Согласно ответам респондентов, в октябре 2009 года средняя сумма расходов респондентов за одну заправку составила 685 рублей в октябре 2009г., что на 6% больше, чем в летом 2009 г. (645 рублей по данным аналогичного опроса в июле 2009). Лидерами по посещаемости (которые респонденты посещали за последние 3 месяца) в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек, являются автозаправочные станции Лукойл, ТНК и Роснефть. При этом, при выборе автозаправок подавляющее большинство автомобилистов, ориентируются в первую очередь на функциональные факторы: стабильное качество топлива (97% респондентов отметили этот фактор как важный или очень важный), хорошее соотношение цены и качества (94%) и быстрое обслуживание при отсутствии очередей (90%). |