Украинский рынок коньяка, как и многие другие продовольственные рынки в условиях кризиса, сегодня столкнулся с неведомым ранее явлением – со стабилизацией. Высокие темпы прироста спроса остались в прошлом, а некоторое увеличение внутреннего производства коньяка возможно только в связи с уменьшением импорта. Компании, которые не так давно существовали в «тепличных условиях», теперь вынуждены задумываться о собственной эффективности. И тот, кто адаптируется к новым реалиям быстрее, тот и будет «править бал» по завершению кризиса.
ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДИТЕЛИ
По итогам 2008 года, на Украине было произведено 3,84 млн дал коньяка, что всего на 8% больше, чем в 2007 году (рис. 1).
Это гораздо меньше, чем участники рынка прогнозировали в начале отчетного периода. Ведь после того, как в 2007 году объем производства вырос на треть по сравнению с 2006 годом, коньячники ожидали увеличения как минимум на 15-20%.
Объем рынка в денежном выражении вырос и составил около $ 300-320 млн. По оценкам игроков, это на 15-20% больше, чем ранее. Несоответствие роста рынка в натуральном и денежном выражении обусловлено ростом цен на продукцию, который был частично спровоцирован введением минимальных цен на коньяки, частично – инфляцией и обесцениванием национальной валюты.
Производством коньяка на Украине занимаются несколько десятков компаний, однако почти 90% рынка контролируют 8 предприятий
(рис. 3).
При этом тройка лидеров остается практически неизменной в течение нескольких лет. Это ЗАО «Одесский коньячный завод» с ТМ «Шустов», АПФ «Таврия» и ЗАО «ЗМВК Коктебель» с одноименными торговыми марками.
Еще пять компаний активно наступают им на пятки. Среди них постоянно происходят ротации. Самым заметным изменением 2008 года стало то, что в восьмерку лидеров с долей рынка в 5% вошло одесское предприятие ООО «ПТК Шабо» с одноименной торговой маркой. Данный производитель достаточно быстро завоевывает новых потребителей, чему в немалой степени способствует диверсификация ассортиментного портфеля и вывод в 2008 году на рынок новых линеек коньяков в различных ценовых сегментах.
ИМПОРТ
Основными импортерами коньяка на Украину являются Армения – ее доля в общем объеме импорта составляем 45%, Франция - 24%, Молдавия - 24%, Грузия - 6% и Греция - 1%. Свою продукцию эти страны представляли в высоком и премиальном ценовых сегментах.
Традиционно на украинском коньячном рынке доля импорта не превышала 5-7%. Некоторые изменения могли произойти в 2008 году в связи с вступлением Украины в ВТО. Снижение пошлин открывало новые возможности для импортеров. И, как отмечают украинские производители, в период с мая по сентябрь прошлого года действительно можно было наблюдать увеличение присутствия импортной продукции как в торговых точках, так и в заведениях HoReCa. Но с приходом осени в стране началась чехарда с курсом национальной валюты, что сделало поставки делом не только не выгодным, но и весьма рискованным. Поэтому импортеры снова вернулись к 5% рынка, причем данный показатель может снизиться в связи с новым витком падения курса гривны, который аналитики прогнозируют на осень текущего года (стоит отметить, что аналогичная ситуация происходит и на другом алкогольном рынке – на рынке тихих вин).
Интерес к Украине могут потерять не только импортеры готовой продукции, но и поставщики виноматериалов. Это связано не только с валютными курсами, но и с новыми инициативами украинских законодателей. Весной текущего года Верховная Рада выпустила закон, согласно которому лицензии на производство коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии выдаются лишь субъектам хозяйствования, имеющим полный технологический цикл производства и использующим при производстве не менее 25% коньячного спирта собственного производства или спирта коньячного, выкуренного в Украине из виноматериалов, произведенных из отечественного сырья. Если учесть, что, по данным участников рынка, украинские коньячники обеспечены собственным сырьем только на 30-40%, данное нововведение может серьезно отразиться и на структуре рынка, и на объемах импорта виноматериалов в страну.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
В 2008 году цены на коньяк выросли. Как уже отмечалось, в октябре была принята норма о том, что цена пол-литровой бутылки не должна быть меньше 25 грн.* Помимо этого удорожанию коньячной продукции способствовала инфляция. По данным участников рынка, за год цена коньяков на Украине выросла на 15-20%.
Это привело к некоторому смещению ценовых сегментов. По данным аналитиков, в ранее пользовавшемся спросом сегменте «до 25 грн.» сегодня не продается ни единой бутылки - по крайней мере, официально. Продукцией нижнего ценового сегмента теперь считается коньяк по цене от 25 до 30 грн. за бутылку. По различным оценкам, в данном сегменте осуществляется 30-35% всех продаж в натуральном выражении. Средний ценовой сегмент, в котором коньяком торгуют по цене 30-40 грн. за бутылку, пользуется спросом у 35-40% потребителей. «Средний плюс», цена в котором составляет 40-60 грн., привлекает 20-25% почитателей коньяка. В более высоком ценовом сегменте происходит менее 10% общего объема продаж.
ПРОГНОЗ
Участники рынка полагают, что по итогам 2009 года прирост внутреннего производства коньяка будет незначительным – не более 4-5%. Причем они не исключают, что частично данное увеличение будет обеспечено «поеданием» доли импортеров, которым работать на украинском рынке становится все сложнее и сложнее. Потолком для 2009 года будет показатель внутреннего производства коньяка в 4 млн дал.
При этом пул лидеров производства, скорее всего, останется неизменным. Возможны ротации внутри перечисленной восьмерки, но вряд ли стоит ожидать появления в рейтинге новых игроков. Правда, не исключено, что некоторые предприятия в силу тех или иных обстоятельств, связанных с финансовым кризисом, могут его на время покинуть. Вероятность этого присутствует, но уж больно она мала - все перечисленные компании обладают достаточным запасом прочности.
Не будет способствовать росту рынка и продолжающееся подорожание коньячной продукции. С середины 2009 года украинское правительство в очередной раз увеличило акцизные сборы, что само по себе, помимо всех прочих факторов, привело к росту цен на 5-10%. В целом, считают игроки, по итогам года цены на коньяки могут вырасти на 25-30% по сравнению с 2008 годом. Это может несколько переиграть структуру продаж. В частности, будет уменьшаться доля такого канала реализации, как павильоны и киоски - в 2008 году их доля составила 10% (рис. 5).
|
|
А вот что касается HoReCa, то тут мнения участников рынка разделились. Некоторые полагают, что данный канал может даже нарастить свои показатели, как наиболее перспективный для реализации дорогих коньяков в период кризиса. Их оппоненты заявляют о возможном снижении доли HoReCa в продажах из-за процессов, которые сейчас происходят в ресторанном сегменте – снижение количества посетителей, падение суммы среднего чека и прочее.
Кто из них прав - покажет время. В любом случае, все они согласны с тем, что супермаркеты есть и будут основным каналом реализации коньячной продукции.
* $ 1 ~ 8,5 грн.