АКАР подвел итоги 2009 по рекламеРекламный рынок (ATL) заработал 204 миллиарда рублей, что на 26 процентов меньше, чем в 200810 февраля ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала главные цифры медиаиндустрии - объемы рекламного рынка в шести сегментах распространения: телевидении, печатных СМИ, радио, Интернете, наружной рекламе и новых медиа. Согласно данным экспертного совета, за 2009 рекламный рынок (ATL) в целом заработал около 204 миллиардов рублей, при этом сокращение объема рынка к предыдущему году составило 26%. Более 50 процентов российского рынка пришлось на телевидение - 113,7 миллиарда рублей. Этот сегмент сократился на 18 процентов. На радио падение составило 36 процентов до 9 миллиардов рублей, а в наружной рекламе - 41 процент до 27,3 миллиарда рублей. Но самым "черным" прошедший год стал для печати - падение составило 43 процента до 32,6 миллиарда рублей. Единственным сегментом медиа, где продажи рекламы увеличились, стал интернет. Расходы на медийную рекламу увеличились на четыре процента до 7,7 миллиарда рублей, а на контекстную - на 11 процентов до 11,3 миллиарда рублей. То есть в целом рынок интернет-рекламы специалисты ассоциации оценили в 19 миллиардов рублей. Однако не все эксперты АКАР единодушны в оценке рынка. Одна из ключевых загвоздок состоит в том, как оценивать полученные от компаний и исследователей цифры: учитывая НДС, или не учитывая. Ведь, по мнению многих специалистов, вычитающиеся проценты нельзя рассматривать как коммерческую прибыль отдельных компаний, а соответственно и рынка в целом. Так 9 февраля рекламное агентство Mindshare Interaction сообщало, что рынок интернет-рекламы в России поднялся на шесть процентов до 15,6 миллиарда рублей. В агентстве подчеркивали, что эта сумма не учитывает НДС. Кроме того, Лев Глейзер, директор по развитию медийных продуктов "Яндекса", считает сильно заниженными цифры по контекстной рекламе, сообщая, что итоговые цифры должны составлять не 11.3, а 12.4 миллиарда рублей. С ним категорически не согласен Дмитрий Ашманов, генеральный директор Mindshare Interaction, утверждая, что подавляющее большинство специалистов рынка склонны все-таки доверять именно первой цифре. Стремясь к компромиссу в данном вопросе, Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям АЦВИ и Андрей Березкин, генеральный директор "Эспар Аналитик" частично соглашаются, что приведенные цифры не являются точными на 100%. Главная задача подведения итогов объем рынка маркетинговых коммуникаций, по мнению экспертов, "обозначить основные тренды и пропорции рынка". Подсчеты АКАР свидетельствуют о том, что в конце года российский рынок рекламы стал постепенно восстанавливаться от кризиса: за три квартала падение составляло около 30 процентов. Отметим, что в этом году, кроме рынка рекламы в шести традиционных сегментах распространения, АКАР впервые оценила и объем рынка маркетинговых коммуникаций в целом (ATL + BTL), который составил 256 миллиардов рублей, что на 27% меньше, чем в 2008 году. Шамиль Юсупов, Sostav.ru
** - данные по сегменту медийной рекламы за 2008 год уточнены. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||