И где найти нам средство, чтоб вновь вернуть его?Обзор российского рынка мяса Исследования компании «Академия Cервис» Кризис негативно сказался на потребительских привычках россиян. Бюджеты домохозяйств за последние месяцы 2009 года изрядно истощились, что вынудило многих потребителей отказаться от дорогих привычек и излишеств, в том числе и гастрономических. Со столов россиян стали постепенно исчезать мясо и мясные продукты, особенно дорогие. Более того, нынешняя ситуация может сказаться не только на отдельных потребителях, но и на промышленности в целом. Во всяком случае, прекращение в России массового производства мясных деликатесов – например, сырокопченых колбас – вполне вероятная перспектива. Значительный рост импортных поставок, наблюдавшийся во втором полугодии 2008 года, по всей видимости, был обусловлен временными задержками между оформлением договоров на поставку и самими поставками, а также сезонными колебаниями на рынке. В структуре импорта мяса значительных изменений пока не отмечается: наиболее сильные позиции по-прежнему имеют страны Латинской Америки, а доля лидера – Бразилии даже несколько возросла, составив в первом полугодии 2009 года 59% импорта в стоимостном выражении (рис. 2).И все же, почему Россия остается настолько зависимой от импорта мяса, в частности говядины? Казалось бы, с одной стороны, на фоне кризиса упал спрос на эту продукцию, с другой – потребитель должен проявить интерес к отечественному производителю, готовому предложить более конкурентоспособные цены, чем заокеанские экспортеры. Кроме того, условия для разведения скота в России вполне подходящие, а мясное скотоводство проще и дешевле молочного. Российскому производителю легче обеспечить потребителя не только замороженной, но и свежей/охлажденной продукцией. По понятным причинам в 2008 году в общем объеме импорта говядины доля свежей и охлажденной продукции составила лишь 3% в стоимостном выражении. Ряд экспертов считают, что сложившаяся ситуация – шанс для российских производителей говядины, которые в условиях вынужденного снижения импорта получают определенные возможности для роста. Вероятно, именно сейчас российский потребитель повернется лицом к отечественному производителю, за которого, теоретически, можно «проголосовать рублем» с меньшим убытком. Однако для этого производитель должен обеспечить и достаточное количество продукции, и ее должное качество. В то же время, кризис не только дает шансы, но и создает немалые сложности. Нельзя забывать, что для развития необходимы серьезные инвестиции, а период окупаемости в кризисный период увеличивается. Многие инвесторы сейчас замораживают проекты из-за дорогих кредитов, да и сельское хозяйство – традиционно не самое популярное направление для капиталовложений. При этом налаживание производства говядины – процесс, на который потребуется лет десять. Очень многое сегодня зависит от позиции государства. В текущем году на поддержку производства говядины было выделено 4,5 млрд рублей, из которых 3 млрд – на финансирование региональных программ совместно с субъектами Федерации. Тем не менее, средства распределяются медленно и далеко не всегда эффективно. При этом численность поголовья специализированного мясного скота за последние 10 лет сократилась почти втрое. Кроме того, мясокомбинаты все же предпочитают работать со стандартным, предсказуемым импортом и не всегда доверяют российским производителям. Вот и получается, что все конкурентные преимущества по-прежнему на стороне зарубежных поставщиков.
** Сырье, пригодное не просто для переработки на мясокомбинатах, но и подходящее для производства деликатесных полуфабрикатов высокого качества. Лариса Клевцова
|