13.04.2010

Эксперты уверены - покупка "Видео Интернешнл" состоится

Участники медиарынка убеждены, что крупнейший медиаселлер сменит владельца, вопрос только в сроках

Игорь Акинфеев
Сергей Васильев
Первый шок от пятничного известия о готовящейся покупке структурами Юрия Ковальчука, акционера банка "Россия" и владельца "Национальной медиа группы", крупнейшего продавца телерекламы в России - "Видео Интернешнл", прошел.

Но и сейчас даже те игроки медиарынка, которые считают себя близкими к сторонам феноменальной по значению для российского медиабизнеса сделки в беседе с Sostav.ru признались, что для них эта новость была "совершенно неожиданной". Разнополярных мнений по данному событию много. В чем едины все опрошенные эскперты - никто из них не готов говорить об этом публично. Эксперты затруднились назвать даже примерную стоимость покупки медиаселлера, совокупный торговый оборот которого, по собственным данным, составляет более 3 миллиардов долларов.

Один из немногих, кто готов весьма кратко, но публично комментировать эту тему, - это председатель экспертного совета НМГ Александр Роднянский. По его мнению, "если слухи об этой сделке подтвердятся, и она произойдет, то это послужит скорее укреплению медиарынка, нежели его ослаблению".

Двое специалистов, пожелавших остаться неизвестными, говорят об участии в совершении "многоходовой комбинации" высокопоставленных чиновников высшего эшелона власти. В частности, специалисты ссылаются на их дружеские отношения с Юрием Ковальчуком. Один из собеседников высказал предположение, что первым серьезным шагом к свершению этой сделки стало заключение с НМГ пятилетнего контракта на обслуживание ее каналов ("Пятый" и РЕН ТВ). По его словам, фактически это было равносильно "нажатию спускового механизма". Далее последовала отставка бывшего советника президента Михаила Лесина и поправки к закону "О рекламе". Законодательные изменения, принятые в кратчайшие сроки в конце 2009 года Госдумой и ограничившие долю медиаселлеров на рынке ТВ-рекламы с 2011 г. до 35% (доля ВИ сейчас - более 60%), по мнению источника, "предопределили исход сделки, которая сейчас, по сути, вышла на финишную прямую.

При этом эксперты едины во мнении, что учитывая значение данной сделки, сроки ее окончательного закрытия, могут варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Между тем, представители власти предположение об участии крупных государственных чиновников в данной сделке комментировать отказываются. В свою очередь, в понедельник 12 апреля, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров заявил, что каких-либо заявок на рассмотрение о покупке ВИ в службу не поступало. Он уточнил, что данная сделка в случае ее свершения потребует согласования ведомства только в том случае, если активы участвующих в ней сторон в совокупности превысят 7 миллиардов рублей.

Сотрудник одного из федеральных телеканалов отметил, что гипотетически ФАС не может не обратить внимание на детали данной сделки. Как указывает источник, по некоторым сведениям, глава НМГ, через УК "Лидер" формально имеет отношение к "Газпром-медиа", хотя операционно им и не управляет. Следовательно, в одних руках потенциально могут сфокусироваться сразу два крупнейших медиаселлера рынка, совокупная доля которых на рынке телерекламы "никак не сможет оказаться менее 35% с начала 2011 года".

Есть возможности, позволяющие "так или иначе обойти данные ограничения", парирует другой источник на медиарынке, который обращает внимание на то, что в связи с неразберихой, которая, скорее всего возникнет на рынке, в случае свершения сделки, некоторые каналы могут пойти по пути создания собственных медиаселлеров. В частности, указывает собеседник, по этому пути в таком случае наверняка пойдет "Первый канал". На вопрос, может ли селлер быть создан на базе агентства "Мандарин", источник ответил, что "этого исключать нельзя".

По словам Руслана Тагиева, генерального директора "TNS Россия", данные измерений показывают, что телевидение остается и будет оставаться в ближайшие несколько лет самым популярным медиаканалом для россиян. В свою очередь, Сергей Веселов из АЦВИ на конференции Aegis Media заявил, что в кризис многие рекламодатели выбрали телевидение из-за того, что это "проверенный и понятный медиаканал". Участники рынка соглашаются с экспертами, что в ближайшие годы телевидение все также будет первым номером на медиарынке. Следовательно, считают специалисты, разрешение ситуации с описываемой сделкой в любом случае "более чем существенно" повлияет на медиарынок в целом.

Отметим, что группа компаний "Видео Интернешнл" основана в 1987 году. В пресс-службе компании Sostav.ru уточнили, что акционерами компании являются физические лица, среди которых есть основатели и действующие топ-менеджеры. При этом «никто из них не владеет контрольным пакетом акций», а крупнейшим акционером является вдова Юрия Заполя - Галина. Генеральный директор - Сергей Васильев. Основной вид деятельности компании - продажа телерекламы. "Видео Интернешнл" обслуживает 13 телеканалов ("Первый канал", "Россия 1", "Россия 2", СТС и другие), контролирует более 60% всех продаж в стране. Среди других клиентов также пять радиостанций, центральные и региональные печатные СМИ с суммарной аудиторией свыше 40 млн человек, интернет-ресурсы ("Яндекс", "Рамблер" и другие). Также компания размещает рекламу на экранах в общественных местах и занимается исследованием рынка. Имеет около 3 тыс. сотрудников в пяти странах и 33 городах.

Шамиль Юсупов, Sostav.ru