Депутатский проект договора совпал с документом Х5 на 99%
Договорная кампания между ритейлерами и поставщиками началась в феврале 2010 года. Именно в это время X5 первой из ритейлеров представила общественности новый типовой договор с контрагентами согласно со вступившим в силу законом "О торговле". На тот момент документ содержал противоречивый пункт, который касался начисления НДС на ретробонусы, оплачиваемые поставщиками сетям. Но производители продуктов питания и других товаров народного потребления были недовольны этой графой в договоре. В результате, через полгода ритейлер убрал его из документа. Но несмотря на это, некоторые поставщики встретились с Ириной Яровой, депутатом Госдумы и соавтором нового закона о торговле, и решили разработать другую версию типового договора. Ирина Яровая предложила сделать его обязательным для всех сторон. К началу сентября 2010 года документ был готов, и разослан отраслевым союзам и всем участникам торговой цепочки. Ознакомившись с ним, ритейлеры заявили, что договор очень похож на аналогичный документ Х5 (это подтвердили в самой компании). "Мы с удовольствием отмечаем, что был взят за основу наш вариант документа, на 99% он остался нетронутым", - заявил изданию директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов. При этом он отметил, что компания готова провести совместную работу по анализу предложений депутата Яровой. Что касается отличий, то среди них можно отметить несколько. Так, например, Х5 предлагает в своем договоре в случае опоздания со стороны поставщика разгрузить товар тогда, когда у ритейлера будет на это время. В документе, предложенном Ириной Яровой, говорится, что торговая сеть не вправе отказаться от разгрузки. То есть такая правка обязывает покупателя принимать любую опоздавшую поставку вне зависимости от времени ее прибытия, будь то позже на несколько минут или на месяц. Кроме этого, в договоре Х5 говорится, что поставщик должен сообщать торговой сети о любых изменениях в документации, которая подтверждает качество и маркировку товара, а также при изменении штрих-кода, не позднее 14 дней до поставки товара. В новом варианте договора это выглядит так: "Поставщик обязуется сообщить о таких изменениях по запросу покупателя". При этом, ритейлер не может предсказать, что какие-то изменения произойдут, так как он узнает о них, только когда получит товар. Также, в депутатском документе есть пункты, которые, по мнению ритейлеров, противоречат закону. В частности, в договоре говорится, что размер вознаграждения должен учитываться при определении цены товара, но в ст. 9 закона "О торговле" прописано обратное. Желание сделать этот договор обязательным для всех также вызывают сомнение у бизнеса, пишет издание. В ст. 8 закона "О торговле" сказано, что "хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, самостоятельно определяет условия заключения договора". Это противоречит и Гражданскому кодексу. "Сам факт обязательного заключения договора по форме нарушает ст. 1 ГК, которая говорит о свободе договора", - объясняет один из участников рынка РБК daily. Не удовлетворяет этот документ и самих поставщиков. "Ряд пунктов создает проблемы поставщикам: например, требование указывать на упаковках товара уникальный код продукции именно для этой сети, - говорит один из производителей. - Это сильно увеличивает расходы на комплектацию товара", пишет издание. "В документе абсолютно не соблюден баланс интересов сторон, - уверен другой поставщик. - Налицо необоснованный перекос в сторону защиты интересов сетей: обязательства поставщика подкрепляются штрафами и санкциями, обязательства ритейлеров описаны расплывчато и вскользь". |
||