04.10.2010

Скончался Драган Сакан

Великий сербский креатор, показавший России и миру настоящую рекламу

Вчера в Белграде скоропостижно скончался один их виднейших европейских рекламистов Драган Сакан (Dragan Sakan), основатель и руководитель агентства New Moment New Ideas. В воскресенье днем 60-летнего Сакана госпитализировали с сердечным приступом, однако, несмотря на все усилия, врачам не удалось его спасти.

Сакан являлся настоящим пионером в рекламном бизнесе в Восточной Европе. За 35 лет своей активной карьеры он очень многое сделал для развития индустрии в регионе. Он был основателем и руководителем рекламного холдинга New Dragan Sakan, охватывающего 10 стран балканского полуострова.

Как креативный директор он завоевал сотни престижных наград на международных фестивалях рекламы во всем мире. Ему довелось руководить множеством агентств, в том числе SM Delo, Saatchi & Saatchi, New Moment и работать с такими брендами как Sony, U.S.Steel, Coca Cola, HP, P&G, Johnson & Johnson, Toyota и многими другими

За годы в рекламном бизнесе Драган Сакан создал тысячи рекламных кампаний и написал четыре книги, в которых рассматривал 33 области творческого мышления в рекламе, выпускал свой журнал и руководил учебным Кампусом. Кроме того, он основал и возглавил Всемирный совет по новым идеям, который объединял всех прогрессивно мыслящих креаторов.

Влад Васюхин, журналист, представитель международного фестиваля рекламы Golden Drum в России:

"Мне кажется, что с Драганом Саканом дружили все и все любили его. Во всяком случае, ко мне он обращался не иначе, как "my Russian friend", а знакомы мы были по меньшей мере лет 15, регулярно общались на фестивалях - в Портороже, Москве, Киеве, Каннах...

Он неизменно появлялся с сигаретой, бокалом и блондинкой. Человеком он был очень обаятельным, доброжелательным, креативным, деятельным. Хотя иногда мог и капризничать, показывать характер, актерствовать, но улыбка его была неизменной - светлой и грустной. Он любил рекламу, как женщину. Свою книгу о профессии так и назвал "Pretty Woman", "Красотка".

Одно из самых сильных потрясений моей жизни, не только профессиональное, но и человеческое, - это выступление Драгана на первом фестивале рекламы "Приз прессы", который мы проводили в 1999 году в Санкт-Петербурге. Драган рассказывал о своем агентстве, главном деле его жизни, которое у него отняла война на Балканах. Это было так пронзительно, что я едва сдержал слезы. Вот и сейчас, узнав о его смерти, едва их сдерживаю. Трудно поверить, что прилетев на очередной "Голден Драм", который открывается в эту среду, я не увижу там Драгана Сакана, не услышу его: "Хай, май рашен френд!"

Андрей Надеин, главный редактор журнала "Рекламные идеи":

"Сколько я знал Драгана, он всегда работал на износ и не жалел себя, но при этом и жил на всю катушку. Он очень многое сделал для России, Украины, для нашей рекламы. Он можно сказать, первым показал нам настоящий европейский уровень рекламы, хотя сам выходец из соцлагеря, доказал, что для настоящего креатива неважно, где ты живешь. Что мне всегда в нем нравилось, так это то, что он ставил творчество и художественность на первое место - для Драгана реклама был искусством".

Глеб Кузнецов, Sostav.ru