Государство намерено отучить россиян пить![]() Исследование проводилось в Москве методом экспертных интервью. Было опрошено 30 известных на рынке респондентов разных категорий: представителе отрасли, государственной власти, экспертного сообщества и средств массовой информации. Респондентов, среди которых были Вадим Дробиз, Евгений Брюн и другие, просили оценить текущее состояние алкогольного рынка России, дать оценку современной государственной политике, выразить свое отношение к предлагаемой Концепции и касающимся данной темы инициативам. Так, с точки зрения государственной политики, антиалкогольная политика связана с расширением рядов современного среднего класса, "ценности которого исключают пьянство", и с повышением качества и ценности человеческой жизни, а также с накоплением "человеческого капитала", который употребляет алкогольные напитки не для того, чтобы "залить горе", а удовлетворить определенную потребительскую потребность". На сегодняшний день эксперты считают, что алкогольная отрасль нашей страны находится в состоянии нестабильности. В основном это связано с последствиями социально-экономического кризиса, который привел к падению доходов, и с мерами государственного регулирования, которые уже приняты или еще планируются к принятию в рамках Концепции. Среди основных проблем алкогольной отрасли можно выделить наличие до 50% теневого сегмента производства крепкого алкоголя (изменение характера конкуренции в отрасли). Малоимущие слои населения, не имея финансовой возможности покупать качественный алкоголь, как правило, и составляют рынок "паленой" водки, суррогатов и фальсификатов. Чтобы это исправить, необходимо, считают эксперты, установить минимальные цены на водку (89 рублей за 0,5 литра). Это позволит не только отказаться от приобретения "паленки", но и снизит долю нелегальной продукции на прилавках, процент которой значительно увеличился после разорения немалого количества компаний, которые входили до кризиса в круг крепких середнячков. Также отрицательно сказывается на отрасли в целом и отсутствие четких правил, непрозрачность рынка. По мнению экспертов, отсутствие четких правил регулирования и лоббистская борьба за влияние на законодательство могут привести к снижению эффективности государственной политики в области противодействия алкоголизации. А именно, ее "результирующая" становится, во-первых, непредсказуемой, во-вторых, достаточно далекой от подлинных интересов общества - цивилизованного рынка и цивилизованного потребления алкоголя. По данным экспертов, на каждого россиянина приходится от 10 до 18 литров крепкого алкоголя в год (хотя некоторые сокращают этот диапазон с 10 до 13-15 литров). Такое количество алкоголя приводит к ухудшению здоровья и, следовательно, к летальным исходам. Согласно данным ВОЗ, Россия занимает первое место в Европе по смертности, вызванной чрезмерным употреблением алкоголя (большая часть умерших - мужчины). Исходя из этого, большинство экспертов считает одним из главных целевых показателей антиалкогольной кампании изменение структуры потребления путем снижения доли крепких напитков. Так, потребление вина в России снизилось с 22 литров в советское время до 3 литров сейчас. А показатели крепкого алкоголя остались на том же уровне. Также к основной проблеме отрасли можно отнести уровень доступности алкоголя, в частности, для несовершеннолетних. Здесь речь идет о доступности с точки зрения большого количества точек продажи (в первую очередь - это пиво), так и ценовой доступности, характерной для крепкого алкоголя. "У нас водка очень дешевая, даже дешевле сока. Вино дороже водки. Одна бутылка вина - две бутылки пива. Человеку намного дешевле выпить бутылку водки. Он почувствует быстрее, для чего он пил", - объясняет эксперт. Однако, многие участники исследования указывают на то, что резкое повышение цены на водку приведет к росту теневого оборота. При этом всеми участниками исследования отмечено, что профессиональный уровень современной социальной рекламы и пропаганды здорового образа жизни, которую проводит государство, очень слабый, и она не может изменить отношение людей к алкогольной продукции.
|
Марина Усачева, Sostav.ru |