ZenithOptimedia прогнозирует рост рекламного рынка
Агентство ZenithOptimedia повысило свой глобальный прогноз по расходам на рекламу в 2010 году с 3,5% (прогнозировалось в июле 2010г.) до 4,8%. Российский рынок, по данным московского офиса ZenithOptimedia, вырастет в 2010 году на 16% до 237 млрд руб (в июле предсказывали рост на 12%).
Глобальный прогноз ZenithOptimedia по 2011 году повышен с 4,5 до 4,6%, что несколько ниже динамики 2010 года. На развитых рынках рекламодатели продолжают осторожничать и не делают ставок на резкое увеличение расходов на рекламу. Поэтому прогноз ZenithOptimedia остается ниже роста ВВП (в среднем растет на 6% ежегодно). Доля мировых расходов на рекламу в ВВП в 2010 году сократилась до 0,75% с 0,88% в 2007. В 2012, по прогнозам, она еще сократится - до 0,74% при общем росте динамики рекламного рынка на уровне 5,4%. По мере того, как уверенность рекламодателей в завтрашнем дне укрепится, рост расходов на рекламу должен "перекрыть" динамику роста ВВП - 6% в год.
Рекламные рынки всех регионов мира росли быстрее, чем предполагалось ранее. Прогноз по Центральной и Восточной Европе увеличен с 7% до 7,2%, Северной Америке - с 1,3% до 2,4%, Западной Европе - с 2,2% до 3% (было 2,2%). Самые серьезные коррективы внесены в прогноз развития рынка Латинской Америки - с 7% до 16,8%. Они вызваны быстрым ростом бразильского рынка (+57% во втором квартале 2010 г. относительно второго квартала 2009 г.).
Центральная и Восточная Европа пострадали от кризиса больше остальных, показав снижение расходов на рекламу на 24,6% в 2009 году. Сейчас регион разделен на быстро восстанавливающиеся страны (Белоруссия, Босния и Герцеговина, Россия, Сербия, Словения, Турция и Украина), рост рынка в которых прогнозируется на уровне 10-30%, и страны, экономика которых пока находится не в самой лучшей ситуации (Болгария, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Румыния). Рынки этих стран продолжат сокращаться в 2010 году - от 4% до 17%. Самое большое падение рынка предсказывается в Греции - на 17% в 2010 году и на 5% в 2011. В Латвии снижение расходов на рекламу в 2010 году составит 14%, а в 2011 - 4%. Другие "проблемные" рынки в 2011 году вернутся к росту, что позволит региону достичь роста на 9,9% в 2011 году и 11% в 2012.
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Северная
Америка
|
179 776
|
156 556
|
160303
|
164377
|
169306
|
Западная
Европа
|
112 780
|
100129
|
103176
|
106221
|
109941
|
Азия
и тихоокеанский регион
|
106 664
|
99719
|
106049
|
112830
|
121206
|
Центральная
и Восточная Европа
|
35 594
|
25 325
|
27139
|
29813
|
33094
|
Латинская
Америка
|
27 210
|
25 733
|
30067
|
32756
|
35828
|
Африка/Б.Восток/остальной мир
|
20 098
|
21 251
|
22752
|
24306
|
26096
|
Весь
мир
|
479 485
|
428 712
|
449486
|
470305
|
495471
|
Источник: ZenithOptimedia
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
|
2008
v 07
|
2009
v 08
|
2010
v 09
|
2011
v 10
|
2012
v 2011
|
Северная
Америка
|
-3.8
|
-12.6
|
2.4
|
2.5
|
3.0
|
(из
них США)
|
-4.2
|
-12.9
|
2.2
|
2.4
|
2.9
|
Западная
Европа
|
-1.3
|
-11.2
|
3.0
|
3.0
|
3.5
|
Азия
и тихоокеанский регион
|
1.6
|
-6.5
|
6.3
|
6.4
|
7.4
|
Центральная
и Восточная Европа
|
12.8
|
-24.6
|
7.2
|
9.9
|
11.0
|
Латинская
Америка
|
13.9
|
-5.4
|
16.8
|
8.9
|
9.4
|
Африка/Б.Восток/остальной мир
|
22.7
|
5.7
|
7.1
|
6.8
|
7.4
|
Весь
мир
|
0.8
|
-10.6
|
4.8
|
4.6
|
5.4
|
Источник: ZenithOptimedia
Глобальные расходы на рекламу по медиа
Телевидение лучше других медиа пережило кризис. Потребители проводили больше времени дома, а новые технологии, такие как HDD-рекодеры и телевидение высокой четкости, стимулировали телесмотрение. Более всего это было заметно на развивающихся рынках, которые стали ядром роста доли этого медиа в общих расходах на рекламу. ZenithOptimedia прогнозирует рост доли ТВ в 2012 году до 41,6% (в 2009 было 39,2%, в 2008 - 38%).
Интернет как всегда на подъеме. Его доля в общем медиарекламном «пироге» выросла в 2009 году до 12,8% с 10,5% в 2008 году. К 2012 это медиа отвоюет 16,5% долю, что лишь на 2,5% ниже доли газет. Последние продолжают оставаться одним из самых «проблемных» медиа, теряя долю каждый год, начиная с 1987 года, когда она составляла 40,6%. В 2009 году доля снизилась до 23%, а в 2012 году составит, по прогнозам, лишь 19%.
Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн, по текущему курсу)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Газеты
|
118783
|
97265
|
94353
|
93335
|
92740
|
Журналы
|
54939
|
43832
|
43062
|
42453
|
42413
|
ТВ
|
179345
|
165445
|
180353
|
191319
|
202807
|
Радио
|
35732
|
31645
|
31736
|
32288
|
33626
|
Кино
|
2214
|
2082
|
2239
|
2364
|
2499
|
Outdoor
|
31760
|
28169
|
29684
|
31382
|
33176
|
Интернет
|
49470
|
54124
|
61450
|
69992
|
80188
|
Все медиа *
|
472242
|
422563
|
442876
|
463133
|
487449
|
Источник: ZenithOptimedia
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Газеты
|
25.2
|
23.0
|
21.3
|
20.2
|
19.0
|
Журналы
|
11.6
|
10.4
|
9.7
|
9.2
|
8.7
|
ТВ
|
38.0
|
39.2
|
40.7
|
41.3
|
41.6
|
Радио
|
7.6
|
7.5
|
7.2
|
7.0
|
6.9
|
Кино
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
0.5
|
Outdoor
|
6.7
|
6.7
|
6.7
|
6.8
|
6.8
|
Интернет
|
10.5
|
12.8
|
13.9
|
15.1
|
16.5
|
Источник: ZenithOptimedia
Реклама в поисковых системах по-прежнему является двигателем развития интернет-рекламы в целом. Ее доля в общих расходах на рекламу в интернете вырастет с 49,2% в 2009 году до 51,4% в 2012. Вклад баннерной рекламы снизился с 33,2% в 2008 году до 32,6% в 2009.
Глобальные расходы на рекламу в интернете ($ млн, по текущему курсу)
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Баннерная реклама
|
16433
|
17618
|
20164
|
23008
|
26492
|
Classified
|
9739
|
9902
|
10320
|
11369
|
12502
|
Реклама в поисковых системах
|
23298
|
26604
|
30966
|
35615
|
41193
|
Итого
|
49470
|
54124
|
61450
|
69992
|
80188
|
Источник: ZenithOptimedia
Российский рынок
ZenithOptimedia Russia прогнозирует, что в 2010 году рекламный рынок в стране вырастет на 16% по отношению к 2009 году и составит 237,029 млрд. руб. В июльском прогнозе ожидался подъем на 12% до 227,6 млрд. руб. Рынок в России продолжает восстанавливаться после кризиса. Если темпы прироста будут сохранены, в 2011 году российский рынок ожидает рост не менее, чем на 18%.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое с 2007 г)
|
85 900
|
113 200
|
138 900
|
113
700
|
130 755
|
Печатные СМИ
|
44 600
|
51 900
|
57 600
|
32
600
|
34
882
|
Радио
|
12 500
|
14 900
|
14 000
|
9 000
|
9 810
|
Наружная реклама
|
33 100
|
40 400
|
45 800
|
27
300
|
32 760
|
Интернет (в т.ч. контекстная реклама с 2007 г)
|
2 900
|
12 700
|
17 600
|
19
000
|
25 650
|
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры с 2007 г)
|
1 800
|
2 400
|
3 200
|
2 600
|
3 172
|
ИТОГО
|
180 800
|
235
500
|
277
100
|
204 200
|
237 029
|
Источник: ZenithOptimedia
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Телевидение
|
30%
|
32%
|
23%
|
-18%
|
15%
|
Печатные
СМИ
|
13%
|
16%
|
11%
|
-43%
|
7%
|
Радио
|
47%
|
19%
|
-6%
|
-36%
|
9%
|
Наружная
реклама
|
25%
|
22%
|
13%
|
-40%
|
20%
|
Интернет
|
60%
|
*
|
39%
|
8%
|
35%
|
Прочие
носители
|
44%
|
33%
|
33%
|
-19%
|
22%
|
ИТОГО
|
27%
|
30%
|
18%
|
-26%
|
16%
|
Источник: ZenithOptimedia
|