Знак рубля. Попытка анализа1. Зачем он нужен?Для упрощения визуальной коммуникации, экономии места и времени. Принятие знака рубля необходимо: а) для упрощения внутренней коммуникации; б) для перехода на мировые стандарты визуальной культуры. Основное назначение знака - техническое. Важно помнить, что вводится наборный знак, буква, а не новый герб России. Однако и о национальной принадлежности знака забывать не стоит. Он должен стать одним из элементов российской (в частности, русской) визуальной самоидентификации. Важно то, что мы не пытаемся создать идеальный, в частности, идеально красивый знак. Единственное безусловное требование к нему - удобство использования, запоминания, воспроизведения. Эстетические качества знака должны проявиться, с одной стороны, как следствие формального удобства, с другой - как результат работы шрифтовых дизайнеров, воплощающих исходную графему в конкретный шрифт. 2. Что есть сейчас? В России существует несколько способов обозначить собственную валюту. Два официально принятых: а) сокращение "руб." (общепонятное, но слишком длинное); б) сокращение "р." (понятное и привычное, но уступающее в графической выразительности принятым знакам мировых валют, к тому же неудобное во многих случаях, так как содержит два знака, а не один); и народный: в) прочерк после суммы "-" (знак, понятный только нам, графически невыразительный; его невозможно применять в наборе из-за сходства со знаками препинания и математическими знаками). 3. Технические требования к знаку 1) Простота графики. 2) Отличие от других знаков письма, принятых в основных шрифтовых системах, прежде всего в кириллической и латинской. 3) Интуитивная понятность представителю русскоязычной культуры. Знак вводится прежде всего во внутренний оборот, поэтому важнее, чтобы его правильно восприняли россияне, чем иностранцы. 4) Удобство писания от руки (помимо прочего, моторное запоминание - самое быстрое и надежное). 5) Односоставность. Знак, состоящий из одной графемы, быстрее считывается и как правило занимает меньше места. Односоставный, нелигатурный знак проще интегрируется в табличный набор, исключительно важный в данном случае. 6) Шрифтонезависимость. Вводится в обиход символ, графема, а не знак конкретного шрифта. Знак обязан поддаваться трансформации для включения в любой шрифт. 7) Равномерная плотность. Отсутствие перегруженных штрихами зон, слишком мелких, необязательных штрихов. Эти параметры приобретают решающее значение в мелкокегельном наборе. Знак не должен заплывать в четвертом кегле текстового шрифта. 8) Ширина не больше, чем у самой широкой цифры (0). Важный параметр: в наборных шрифтах знаки валют делаются в ширину цифр для упрощения табличного набора. 9) Интуитивная понятность иностранцу, знакомому с латиницей. 10) [желательно] Наличие "фишки", легкой необычности в пределах нормы, способствующей запоминанию и распознаванию. 4. Анализ наиболее соответствующих техническим требованиям эскизов Знаки нарисованы от руки, небрежно, чтобы ослабить влияние эстетической составляющей. Эскиз I Описание: русская Р, перечеркнутая ниже полуовала горизонтальным штрихом или двумя штрихами. Нижняя часть полуовала может переходить в перечеркивание (1). Плюсы: а) простота графики; б) визуальное родство с имеющимися знаками валют; в) достаточное различие с буквой Р; г) достаточное сходство с буквой Р; д) интуитивная понятность русскоязычному человеку; е) удобство на письме (не считая верхнего перечеркивания); ж) нормальная ширина знака; з) нормальная плотность штрихов (кроме вар. 3). Минусы: а) существует знак песо, практически идентичный одному из вариантов Эскиза II. Человек, привычный к латинской графике, при первом знакомстве воспримет оба варианта (I и II) как неправильный, искаженный знак песо; б) иностранец прочитает знак как латинскую П. Наша валюта, соответственно - Публь, Puble. (Впрочем, неплохое название. В переводе с кухонной латыни "народный". А вовсе не "путинский рубль", как все подумали); в) искусственный жест - верхнее перечеркивание (вар. 1). На письме либо исчезнет, либо будет смотреться как неряшливый штрих (см. 4); г) некоторая переплотненность в вар. 3; д) в варианте 2 прочитывается крест. Вывод: наиболее естественным представляется вариант 2. Интересен также вариант 1, имеющий неудобную странность, увеличивающую оригинальность знака. Эскиз II Описание: русская Р с вертикальным штрихом, перечеркнутым внутри полуовала одним или двумя горизонтальными штрихами. Плюсы: а) простота графики; б) визуальное родство с имеющимися знаками валют; в) достаточное различие с буквой Р; г) достаточное сходство с буквой Р; д) интуитивная понятность русскоязычному человеку; е) удобство на письме; ж) нормальная ширина знака. Минусы: Минусы: а) Вариант 2 очень похож на существующий знак песо (7). Даже при аккуратном письме (6) изображения 6 и 7 представляются версиями одного знака. Двойное перечекивание, таким образом, должно быть исключено. Перечеркивание одним штрихом допустимо, но все равно велика вероятность путаницы; б) иностранец прочитает знак как латинскую П (см. прим. к Эскизу I); в) перечеркивающий штрих мелок; г) пространство внутри полуовала перегружено; д) на письме будет перечеркиваться вся буква, получится крест на Р (см. рис. 5, слева).. рис. 5, слева). Эскиз III Описание: Латинская заглавная R с вертикальным штрихом, перечеркнутым внутри полуовала одним или двумя горизонтальными штрихами. Плюсы: а) простота графики; б) визуальное родство с имеющимися знаками валют; в) достаточное различие с буквой R; г) достаточное сходство с буквой R; д) интуитивная понятность человеку, знакомому с латиницей; е) нормальная ширина знака. Минусы: а) для обычного россиянина выглядит, как чужой, иностранный знак. Стоит поставить значок рядом с цифрами, становится понятной странность его в ларьке у метро, провинциальном магазине, не говоря уж о сельпо. Сразу видно, насколько традиционалистской, неразвитой, закрытой является наша визуальная культура. Мы не в Европе, мы в собственной сакле; б) знак перенасыщен штрихами; в) на письме будет перечеркиваться вся буква; г) перечеркивающий штрих мелок. Эскиз IV Описание: Латинская заглавная R, у которой правая нога выполнена в виде двух диагональных штрихов, перечеркивающих вертикальный. Или русская Р, превращенная в подобие латинской R двумя диагональными перечеркиваниями в нижней части ноги. Плюсы: а) простота графики; б) визуальное родство с имеющимися знаками валют; в) достаточное различие с буквой R; г) достаточное сходство с буквой R; д) интуитивная понятность человеку, знакомому с латиницей; е) нормальная ширина знака. Минусы: а) для обычного россиянина выглядит, как чужой, иностранный знак. (см. минусы, пункт <а> Эскиза III); б) неудобство на письме. Написав R, задумываешься, где бы ловчее ее перечеркнуть, и перечеркиваешь где придется (см. рис. 4); в) знак кажется искусственным, придуманным, а не выросшим из буквы; г) перечеркивать направо вниз не очень удобно. Эскиз V Описание: Латинская заглавная R, у которой вместо основного вертикального штриха - один или два дополнительных, перечеркивающих правую часть знака. Плюсы: а) простота графики; б) визуальное родство с имеющимися знаками валют; в) достаточное различие с буквой R; г) достаточное сходство с буквой R; д) интуитивная понятность человеку, знакомому с латиницей; е) нормальная ширина знака. Минусы: а) для обычного россиянина выглядит, как чужой, иностранный знак. (см. минусы, пункт "а" Эскиза III); б) на письме знак становится похожим на двойку или перевернутый знак доллара; в) замена вертикали на перечеркивания остроумна, но разрушает букву. Это будет очевидно при конструировании знака реального шрифта. Эскиз VI Описание: Знак похож одновременно на русскую Р и на перевернутый знак параграфа. Обращенный вправо полуовал перечеркнут двумя вертикальными дополнительными штрихами. Плюсы: а) простота графики; б) визуальное родство с имеющимися знаками валют; в) некоторое сходство с русской буквой Р. Минусы: а) на письме знак превращается в латинскую D; б) иностранец прочитает знак в наборе как латинскую П (см. прим. к Эскизу I), а в скорописи как латинскую Д; в) [необязательное] у типографа знак вызывает устойчивую ассоциативную связь: "в начале был абзац". Вывод Из рассмотренных эскизов первый мне представляется наиболее подходящим к нынешней ситуации в отечественной визуальной культуре и сознании сограждан. С соглашением об использовании знака рубля можно ознакомиться здесь. |