15.11.2010

Куда идут мертвецы?

Покойники, оживившие культуру и медиа бизнес

Примерно в конце 60-х в мировой массовой культуре произошло эпохальное переосмысление термина зомби. Первоначально оно имело традиционный смысл - человек, воля которого подчинена шаманом вуду. Но с фильмом Джорджа Ромеро "Ночь живых мертвецов" под зомби стали понимать именно живых мертвецов - они предстали в образе тупых, медлительных, но неостановимых и практически неуязвимых жаждущих крови монстров.

Интерес к жанру с тех пор не утихает. Голливудские и европейские киностудии ежегодно выпускают десятки картин о живых мертвецах, права после "золотого века зомби-хоррора" в 70-80-х, большая часть этих фильмов остается интересной и известной только ярым фанатам жанра.

За последние 40 лет предприимчивые люди сумели заработать на живых мертвецах немало денег. Но постепенно хороших и кассовых зомби-фильмов стало выходить все меньше, так как интерес поутих, да и по той простой причине, что трудно было сказать что-то новое на эту тему. Так что в 90-е снимать продолжали только малобюджетный трэш, а также выходили редкие и не особо удачные сиквелы успешных франчайзов, приносящих прибыль по инерции.

Но в 2000-х интерес возник снова. Причем теперь зомби-хоррор приобрел гораздо более яркую социальную окраску, чем ранее. Не в последнюю очередь подъем интереса к теме вирусов, превращающих людей в зомби, связан с тем, что мир действительно оказался в панике из-за разнообразных заболеваний, которые приобретали пандемический характер - птичий грипп, коровье бешенство и так далее. С этим все понятно, если о чем-то постоянно говорят, то на этом можно заработать, а переосмыслить реальную эпидемию под формат зомби-хоррора - дело двух секунд.

Прибыль же астрономическая: "28 дней спустя" 2002 года выпуска принес 82 миллиона долларов при бюджете в 8, ремейк ромеровского "Рассвета мертвецов" в 2004 заработал 102 миллиона долларов, против 28 истраченных на бюджет. Понятно, что это далеко не полный список.

Тогда начался новый расцвет кровожадных мертвецов, обернутых в саван из сатиры и социальных проблем. Плюс ко всему, производители компьютерных игр, которые решили выжать поклонников досуха и начали экранизировать свои шедевры, наиболее яркий пример здесь "Обитель зла". Фильмы по этой серии игр продолжают выходить до сих пор и стабильно приносят прибыль: первый фильм заработал 102 миллиона долларов, второй - 130, третий уже 150, при том, что бюджет каждого из них не превышал 45 миллионов. А вышедшая в октябре четвертая часть уже сейчас собрала около 280 миллионов при бюджете в 60.






В тоже время активизировались и издатели комиксов. Популярные ранее серии о зомби угасли в 90-х, но в середине 2000-х появилось сразу несколько новых популярных франчайзов: Marvel Zombies, Highschool of the Dead, The Walking Dead.

В 2009 истерия из-за вирусной пандемии разгорелась вновь, не успев как следует угаснуть - помог в этом, конечно же, свиной грипп. Тогда уже рекламщики подключились к делу создания медийного зомби-холокоста. Ведь и правда, если зомби так хорошо продаются уже несколько десятков лет, то значит, они и сами могут хорошо продавать - Sostav.ru писал в этом о ряде рекламных кампаний, в которых в центре стояла именно зомби-тематика.

Можно сказать, что сейчас популярность живых мертвецов как архетипа массовой культуры достигла нового пика, оставив далеко позади аналогичный пик в 80-х. И апогей был достигнут буквально несколько недель назад.

31 октября американский телеканал AMC запустил новый сериал - сериал именно о зомби-апокалипсисе, сюжет которого основан на популярной американской комикс-серии The Walking Dead или "Ходячие мертвецы". Комикс появился в 2003 и новые выпуски выходят по сей день - сейчас их число достигло 78.

Несмотря на то, что комикс еще не закончен, телеканал заранее выкупил права на экранизацию, а руководство сети решило не дожидаться пока интерес к ожившим мертвецам снова сойдет на нет и сорвать банк прямо сейчас.

Перед премьерой сериала прошла масштабная маркетинговая кампания, которая включала в себя как традиционную рекламу, так и грандиозный флешмоб, в сравнение с которым не идут все громкие рекламные флешмобы вместе взятые.

Авторы сериала постепенно подогревали интерес поклонников первоисточника и охватывали новую аудиторию из любителей комиксов и других людей. Во первых в качестве режиссера сериала был выбран Фрэнк Дарабонт, которые считается автором лучших экранизаций "короля ужасов" Стивена Кинга - это уже привлекло к проекту довольно большое внимание и всех без исключения поклонников режиссера и многих фанатов писателя.

В августе на фестивале Comic-Con 2010 был показан 4-х минутный трейлер сериала, который пришелся по вкусу всем заинтересованным - он представлен выше по тексту. После этого на какое-то время рекламисты не проявляли никакой заметной активности, но в начале октября появилась серия роликов о съемках The Walking Dead. Шаг, который в другой ситуации мог бы быть опрометчивым - все-таки подобное за несколько недель до премьеры может крайне негативно сказаться на сборах. Однако создатели сериала уже поняли по реакции аудитории, что их детище просто не может провалиться.

Впрочем, уверенность они решили подкрепить поистине грандиозным образом. 26 октября флешмоб с участием нескольких тысяч человек, которые оделись как зомби и неторопливо, хромая и завывая, бродили по большим и малым городам мира. Эту акцию быстро прозвали "Мировым вторжением зомби", так она охватила 26 крупных городов: Нью-Йорк, Вашингтон, Гонконг, Лондон, Стамбул, Мадрид, Афины, Тайбэй, Мюнхен, Сан-Паулу и другие. В течение суток на улицах этих городов можно было встретить ходячих мертвецов - к счастью, ненастоящих.









Об этом событии написали все мировые СМИ, в том числе и российские, пусть даже в нашей стране "вторжение зомби" и не произошло. Результата этой превосходной и беспрецедентной маркетинговой активности не пришлось ждать долго.

Через неделю, 31 октября, одновременно в 120 странах мира канал AMC показал 90-минутный пилотный выпуск сериала. Был ли первый показ успешным? Судите сами - в первые же дни серию посмотрело более 5,3 миллионов человек, даже несмотря на то, что за несколько дней до премьеры фильм просочился в сеть. Абсолютный рекорд для всех кабельных телесетей.

2 ноября сериал стартовал и на каналах FOX International, добавив еще около трех миллионов зрителей. Кстати, эта кабельная сеть транслирует "Ходячих мертвецов" и в России. Второй эпизод не сильно уступил пилоту - его посмотрело более 4,7 миллионов человек и с уверенностью можно говорить, что количество зрителе будет только расти, тем более, что все критики как один нахваливают сериал и ставят ему высокие оценки в своих обзорах.

"Ходячие мертвецы" - это один из самых успешных телепроектов современности и он принесет колоссальную прибыль. Не только создателям, но и всем телеканалам, кто решится закупить его. Но смогут ли заработать на зомби в России, где никогда не было снято ни одного фильма в жанре зомби-хоррора, но интерес к жанру, тем не менее, есть?

Учитывая, что наши каналы обычно не торопятся покупать западные сериалы на пике их популярности, безвозмездно отдавая их на откуп пиратам, которые не сидят сложа руки, вопрос остается открытым. Если рассматривать ситуацию в рамках "бомбы" The Walking Dead, то на торрентах первую серию можно было скачать с русской озвучкой буквально через пару дней после премьеры, и ее уже скачало около 100 тысяч человек.

Впрочем, данный вопрос несколько выходит за пределы темы, но Sostav.ru вернется к нему в ближайшие дни и подробно разберет политику отечественных телесетей в отношении популярных и прибыльных зарубежных сериалов.

Резюмируя можно сказать только одно, живые мертвецы продолжают неумолимо двигаться по планете, но теперь они не жаждут крови, плоти или мозгов - теперь их цель деньги и только они. И надо сказать, что у трупов их зарабатывать получается гораздо лучше, чем у некоторых живых людей.

Глеб Кузнецов, Sostav.ru

Глеб Кузнецов, Sostav.ru