09.12.2010

Александр Горбенко - "настоящий полковник" медиарынка

Главное достижение за полтора месяца работы нового куратора медиа при мэре - чистка рынка наружной рекламы и спасение газетных ларьков

Александр Горбенко
Иллюстрация с сайта
maestro-biryukov.narod.ru
Полтора месяца прошло с того момента, как у рекламного рынка столицы появился новый куратор - полковник в отставке, бывший гендиректор "Российской газеты", специалист по антикризисному управлению и, по слухам, свой человек в Кремле - Александр Горбенко. За недолгий срок он уже успел отметиться в двух ключевых для медиарынка конфликтах: в войне с операторами наружной рекламы, перенасытившими Москву своими конструкциями, и в спасении газетных киосков, ставших жертвами чрезмерной услужливости столичных чиновников.

Горбенко получил пост в московском правительстве в числе первых, когда с момента утверждения Сергея Собянина в должности мэра не прошло и недели. Как настоящий антикризисный эксперт, Горбенко начал с самой наболевшей проблемы - перенасыщения столицы наружной рекламой, которую его предшественник - Сергей Байдаков так и не смог решить. По данным Комитета-регулятора, за последние шесть лет общая площадь наружной рекламы в Москве выросла с 83 тысяч до 123 тысяч квадратных метров, то есть на 40%.

Программа очистки от наружной рекламы исторического центра Москвы и охраняемых ЮНЕСКО объектов была запущена еще в 2007 году. Однако с тех пор количество конструкций неуклонно росло, а пытавшееся противостоять этому Москомнаследие так и не нашло поддержки со стороны Межведомственной комиссии по наружной рекламе и информации, возглавляемой тем же Байдаковым. Комиссия отказалась досрочно расторгать договоры с операторами и предложила подождать до 2013 года, когда сроки договоров истекут сами собой. Конфликт между ведомствами достиг наивысшей точки, когда зампред комитета по культурному наследию Москвы Александр Филяев прямо обвинил Байдакова и его коллег в лоббировании интересов операторов и пообещал вывести на борьбу с наружной рекламой москвичей.

Новый мэр обозначил свое отношение к рекламной феерии в столице однозначно - количество конструкций надо сокращать, а систему взаимоотношений Комитета и операторов необходимо сделать прозрачной. Разработкой новой концепции занялась специальная комиссия под председательством нового куратора медиа, и параллельно Александр Горбенко начал медийную артподготовку. "Российская газета", которую Горбенко возглавлял почти десятилетие, и которая ранее крайне редко обращалась к теме медиа, разразилась серией статей о плачевной ситуации на столичном рынке наружной рекламы. Досталось и крупнейшим операторам, в частности, News Outdoor за сомнительные схемы взаимоотношений с госбанками, и лоббирующим интересы крупнейших игроков депутатам.

В конце ноября общественности были представлены меры, которые подготовили в московском правительстве для борьбы с избытком "наружки": к 2012 году в Москве будет утверждена концепция размещения наружной рекламы, предполагающая 20-процентное сокращение количества конструкций. На фоне недавнего одобрения правительством поправок в закон о рекламе, вводящих льготы для предприятий малого и среднего бизнеса и ограничивающих долю крупнейших игроков на уровне 40%, новость о сокращении площадей и поэтапном переносе конструкций за пределы Садового кольца стала суровым испытанием для крупнейших операторов. Кроме того, мэр заявил о необходимости сделать публичным реестр рекламных конструкций, который ведет Комитет рекламы. Это позволит исключить незаконную установку рекламных конструкций, а таковых, по данным того же Москомнаследия в центре столицы сотни. Участники рынка говорят, если реестр станет публичным, контролирующие органы ждет много сюрпризов.

Александр Горбенко отметился не только медийно-законотворческой атакой на распоясавшихся операторов, но и историей со сносом газетных киосков. Напомним, первый выезд в город для Сергея Собянина обернулся шоком от увиденных у метро торговых киосков, и новый московский мэр нашел такое положение вещей недопустимым. Желающие выслужиться чиновники восприняли реплику Собянина как руководство к действию и в считанные дни очистили окрестности станций метро от всех торговых точек, включая киоски с печатной периодикой. Всего по данным профессиональной гильдии было убрано более ста газетных киосков, что вызвало бурю негодования со стороны издателей и продавцов печати.

Их голос не дошел бы до ушей Собянина, если бы не тот факт, что с 2006 года Гильдию издателей периодической печати возглавляет свежеиспеченный вице-мэр Александр Горбенко. Именно он донес жалобы издателей о чрезмерной ретивости чиновников на местах до мэра, и уничтожение газетных киосков было остановлено. На примере фаст-фуда и прочего стрит-ритейла можно сказать, что если бы не "свой человек" в мэрии, история с газетными киосками могла закончиться для издателей куда печальнее.

Участники рынка пока настороженно относятся к новому куратору медиа, однако отдают должное его сильной и решительной фигуре с мощными связями в Кремле на самом высоком уровне. За ним, как и за Сергеем Собяниным, закрепилось амплуа "чистильщика", способного навести порядок на своем фронте и держать под контролем нижестоящих чиновников. Есть уверенность, что Горбенко будет и дальше придерживаться выбранной стратегии, и тогда индустрию ждут разительные перемены. Ведь не каждый день у руля медиарынка становится настоящий полковник.

Эльдар Соколов, Sostav.ru

Справка

Горбенко Александр Николаевич. Родился 11 мая 1962. В 1983 окончил Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. Служил в Вооруженных силах, откуда уволился в 1992 году в звании полковник запаса. Занялся медиабизнесом в начале 90-х: 1992-94 - вице-президент издательства "Книга и бизнес", 1994-96 глава столичного издательства "Иллюстрированная книга", в 1996-98 - гендиректор издательства "Книга и сервис", с конца 1998 руководил совместным российско-канадским полиграфическим предприятием "Книга графикс", в 2000 возглавил ГУП "Союзкнига", с 2001 по октябрь 2010 - генеральный директор ФГУ "Редакция "Российской газеты".

В 2005 году окончил Академию госслужбы при Президенте РФ по специальности "государственное и муниципальное управление - информационные процессы". С 2005 возглавил Комитет по предпринимательству в сфере СМИ и книгоизданию Торгово-промышленной палаты России. В 2006 избран президентом Гильдии издателей периодической печати России. Награжден орденом Почета за заслуги в области культуры, печати и телерадиовещания. С 26 октября 2010 года - заместитель мэра Москвы.