Рост налогов поставит рекламистов на грань выживанияУвеличение правительством социальных налогов приведет к росту безработицы и возврату "серых зарплат"Для российского бизнеса новый год начался с крайне неприятного подарка от правительства - существенного увеличения налогового бремени. Таким образом, государство пытается закрыть огромную брешь в бюджете, ставя на грань выживания тысячи частных компаний. Напомним, с 1 января вступили в силу поправки в налоговый кодекс, согласно которым пакет социальных налогов - в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования увеличился с 26% до 34%. При этом, в первую очередь увеличиваются отчисления в ПФ, чтобы покрыть его огромный дефицит. В конце прошлого года Минфин направил на его погашение более 1,1 триллиона рублей. Поправки были приняты, несмотря на неодобрение руководителей профильных министерств. Глава Минфина Алексей Кудрин, выступая на налоговой конференции в ноябре прошлого года, жестко раскритиковал повышение социальных налогов. "Если государство слабое, то оно пойдет по пути повышения страховых платежей или налогов. Первый шаг сделан", - заявил он тогда. Солидарна с Кудриным и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. "Для того чтобы сбалансировать бюджет необходимо в первую очередь увеличивать эффективность расходов. <…> После увеличения налогов мы получим снижение экономического роста или его неувеличение", - спрогнозировала министр. Однако премьер Владимир Путин, признавая, что мера ударит по малому бизнесу, все-таки поддержал законопроект. "Мне очень жаль, у нас просто нет выбора. Мы или программы по повышению пенсий будем осуществлять и модернизацию здравоохранения, либо сохранять минимальную налоговую нагрузку для людей, которые занимаются торговлей. Но у нас нет целей подорвать бизнес", - заявил он во время последней прямой линии с россиянами. Независимые эксперты, так же, как и чиновники экономического блока правительства, негативно относятся к повышению налоговой ставки. "Правительство пытается закрыть дыру в бюджете и Пенсионном фонде, - уверен генеральный директор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. - Многие предприятия и без того сейчас работают на грани рентабельности. Если корову кормить хуже и доить больше, то, в конце концов, она сдохнет. Увеличение налоговой ставки не приведет к желаемому результату, в лучшем случае, сумма собираемых налогов останется на том же уровне. Благодаря действиям правительства снизится налогооблагаемая база, многие могут вернуться к практике серых зарплат. Специалисты уже давно пришли к выводу, что для улучшения экономической ситуации надо не поднимать налоги, а стимулировать потребление, как это делают, например, в США". В Минздравсоцразвития сделали исключение лишь для СМИ (кроме рекламных и эротических). Для СМИ повышение пакета социальных налогов будет вводиться постепенно: в 2011 году останется на уровне 26%, в 2012 - увеличится до 27%, и только с 2013 года он выйдет на общий уровень в 34%. Мотивировка такого особого отношения к СМИ проста: основная статья расходов для них - это зарплата сотрудников, и увеличение налога может крайне губительно сказаться на отрасли. То же самое можно было сказать и о рекламной индустрии, однако никаких рассрочек для данной сферы правительством не подготовлено. Чем же обернется для рекламного рынка повышение налогов? "Все это плохо отразится на бизнесе, - считает CEO агентства Mildberry Олег Бериев. - В первую очередь повышение налогов ударит по небольшим компаниям. Для крупных агентств это не смертельно, но все равно тенденция нехорошая. А небольшие игроки и новички могут не выдержать. Самые простые из законных методов - отыграть разницу за счет клиентов, то есть, поднимать цены, либо сокращать затраты. В любом случае, мы почувствуем последствия этого решения правительства не сейчас, а позже". Действительно, первый месяц этого года еще не закончился, и рекламный рынок почувствует всю тяжесть популистского решения правительства не сразу. Однако нет сомнений, что декларируемая забота о малом и среднем бизнесе в итоге снова приведет к обратному результату. Чтобы выжить, многим придется увольнять сотрудников и возвращаться к серым схемам. А это значит, новый виток казалось бы преодоленного кризиса. |