Корпоративный гимн в России: от бессмысленного креатива до тренда
Гимны, ставшие неотъемлемой частью HR-брендов на Западе, пока в России воспринимаются с улыбкой. Sostav.ru проследил историю гимнов, выяснил, зачем гимны сочиняются и кем исполняются, и понял, что в нашей стране культура корпоративного гимна еще очень молода Слова "аутинг", "тимбилдинг", "дресс-код" и многие другие давно и прочно вошли в нашу жизнь, а корпоративные вечеринки стали отдельной темой для историй, переживаний и анекдотов. Корпоративная культура пришла к нам в середине девяностых вместе с иностранными компаниями и внесла свои коррективы в трудовую деятельность. Впрочем, в своеобразной форме она существовала и пару десятилетий назад. Вспомнить хотя бы фотографии передовиков производства на почетных досках, награждение почетными грамотами и совместные субботники в канувшие в лету времена СССР. Что действительно отличает современную корпоративную культуру от прошлого, так это наличие корпоративного гимна. Именно он в иностранных компаниях со временем стал неотъемлемой частью айдентики наряду с логотипом и лозунгом. В России же культура корпоративного гимна переживает время становления и пока неясно, на чем она остановится. Пока большинство из них являют собой пример российского креатива - бессмысленного и беспощадного. Как все начиналось История корпоративной песни уходит корнями в то время, когда работа на одном предприятии или заводе считалась вполне обычным делом и даже становилась семейной традицией. Один из самых первых и наиболее известных корпоративных гимнов - это гимн компании IBM под названием "Ever Onward IBM!", который появился в 1931 году. Тогда нельзя было работать в компании и не знать слов гимна или же фальшиво исполнять его припев. Неудивительно, что компания IBM выпускала даже целые сборники своих корпоративных песенок. К сборникам прилагались партитуры и слова песен, чтобы работник мог не терять времени даром, а учить гимн и после работы. IBM - Ever Onward IBM!
Позже, когда на Западе наличие корпоративного гимна у компании стало само собой разумеющимся, сочинять их доверили профессиональным автором и композиторам. Ну или не очень профессиональным: все зависело от вкуса, пожеланий и материальных возможностей топ-менеджмента.
Вот несколько примеров крупных западных компаний, имеющих собственные гимны, которые сейчас воспринимаются скорее как шутка, нежели как что-то серьезное По словам Марины Каневской, директора по персоналу инвестиционно-девелоперской компании "DVI Холдинг", сегодня на западе и в России коммерческие организации зачастую обзаводятся корпоративными гимнами и другими атрибутами корпоративной культуры "на всякий случай" и, скорее, "для галочки". Но в этом случае, компания получает не жизнеспособную корпоративную символику, которая зачастую выглядит смешно, неполноценно и становится предметом многочисленных пародий в многочисленных социальных сетях. Как считает госпожа Каневская, гимны могут быть действительно эффективны лишь в том случае, когда вся корпоративная политика продумана до мелочей или в них есть необходимость. Руководитель группы компаний "Диарси", владельца бренда зубных паст R.O.C.S., Светлана Матело говорит, что отличия от корпоративной культуры в иностранных компаниях, конечно же, есть. Например, в "Диарси" не поют гимн каждое утро - его просто нет, но при этом в компании принято приветствовать гостей и начальство стоя и обращаться к друг другу по имени отчеству. Рождение "хита" Тем не менее, спрос всегда рождает предложение - и сейчас российский рынок корпоративных гимнов предлагает варианты на любой вкус: для маленьких компаний и больших корпораций; для исполнения раз в год на корпоративной вечеринке и для восхваления работодателя ежедневно. Оценить объем рынка достаточно сложно по причине, озвученной выше: сочинением корпоративных гимнов занимаются не только профессиональные авторы и композиторы, но и начинающие копирайтеры, поэты и те, кто себя ими считает. Посещение нескольких сайтов звукозаписывающих компаний, которые традиционно занимаются подобными услугами, может дать представление о примерных расценках. Создание песни "под ключ" обойдется от одной до десяти тысячи долларов. Например, студия MiMus за пакет "Фирменный" (включает создание корпоративного гимна, музыки на основе гимна хронометражом до трех минут, музыки-подложки для рекламного ролика и джингла) возьмет от десяти тысяч рублей. Однако в России просто на сочинении песни не останавливаются. После рождения корпоративного гимна, его всеми силами пытаются сделать любимым и важным внутри компании. Для этого привлекаются "звездные" имена. Цены здесь колеблются уже от тысяч до десятков тысяч у.е. и зависят напрямую от амбиций топ-менеджмента: чем "круче" звезда, тем дороже. Таковы, например, гимн "Техносилы", озвученный Филиппом Киркоровым; "LG", воспетое Ларисой Долиной; Соликамское акционерное общество "Сильвинит", восславленное Николаем Расторгуевым, гимн компании Mail.ru, озвученный Юлией Савичевой и другими представителями поп-индустрии. Есть еще один распространенный вариант появления "хитов" на свет: текст создается силами самых одаренных сотрудников компании, а профессионалам доверяется лишь запись музыки. Ольга Кислякова, руководитель отдела внутрисетевого PR компании "Консультант Плюс", рассказывала, что автором слов корпоративной песни "Обычные таланты" стала программист Наталия Мельникова. К 10-летию компании в 2002 году объявили внутренний конкурс, в котором мог принять участие любой сотрудник, и из сорока вариантов выбрали один. В рекламном агентстве CS ADV (не имеет отношения к группе АДВ) "боевой" дух сотрудников вообще поднимают не корпоративной песней, а кличем:
С И Э С А Д Э В Э - девять букв успеха!
В агентстве R&I Group несколько лет пользуются написанным Юнием Давыдовым под какой-то праздник "старинным рэпачком" (так гимн любовно называют в компании):
Презентация типа агентства,
Гимн станет трендом? Многие корпоративные гимны российских компаний не избежали участи своих западных "коллег" и подверглись обсуждению, осмеянию или пародированию в Сети. Примерам российского креатива посвящены целые сайты в Рунете, где можно найти и гимны компаний "Дата-Плюс", ГК "Бородино", сети "Мегафон", фармацевтической компании Pliva Russia и многие-многие другие. А вот гимном "Крошки-Картошки", облетевшем Сеть, сотрудники очень гордятся и исполняют его во время всех корпоративных праздников. Авиакомпания "Трансаэро" вообще предлагает установить свой гимн в качестве рингтона на мобильный телефон. Кроме того их песня звучит в самолетах до и после полета - подолгу и на repeat.
Праздничную песню "Консультант-Плюса", по словам Ольги Кисляковой, поют, например, на ежегодном семинаре руководителей региональных центров, во время летних спортивных соревнований с участием cотрудников и партнеров. Здесь хотят сохранить торжественность песни, чтобы она не превращалась в "элемент корпоративного ландшафта" и считают, что ежедневное исполнение может девальвировать смысл слов, и тогда "уникальность момента" будет утрачена. Однако универсального ответа на вопрос, нужен ли корпоративный гимн российской компании, по-прежнему нет. Именно поэтому многие из них при прослушивании пока вызывают улыбку, а не гордость за компанию. "В самом явлении нет ничего плохого, - говорит Ирина Зеленкова, заместитель генерального директора компании "Финэкспертиза" по маркетингу и PR. - Гимн может быть вполне органичным элементом внутреннего PR и эффективной составляющей HR-бренда. Но сейчас, если меня попросить вспомнить положительный пример гимна российской компании, то я затруднюсь с ответом". К слову, в самой "Финэкпертизе" официального гимна нет. Существуют несколько вариантов песен, посвященных компании, но они написаны по инициативе самих сотрудников и носят исключительно неформальный характер. Марина Каневская считает, что на вопрос, нужен корпоративный гимн или нет, можно ответить только предварительно оценив саму компанию в каждом конкретном случае. Другими словами, до гимна нужно "дорасти". "Если ваша компания, еще не достигла уровня пусть даже не транснациональной, а просто корпорации, если вы пока не задумываетесь о вопросах социальной ответственности, не играете активной социальной роли в жизни общества и не заявляете о себе на весь мир или страну, то вам стоит задуматься, так ли необходим вам корпоративный гимн. Ведь для того, чтобы иметь гимн, нужно иметь еще кодекс, устав, правила, традиции - и все не по Трудовому Кодексу, а созданные коллективом и проверенные временем", - говорит Каневская. Как заключает Ирина Зеленкова, должно пройти время, прежде чем корпоративные гимны станут трендом в России: "Пока это явление у нас еще свеженькое. И оно должно пройти свой путь развития в нашей стране". |
Татьяна Полякова, Sostav.ru |