27.01.2011

Алкогольный рынок в глубоком упадке

Причин этого две, считают эксперты - аномальная жара и работа Росалкоголя

 Производство крепких алкогольных напитков в России снизилось практически по всем направлениям. Выпуск ликероводочных изделий сократился почти в два раза, коньяков - примерно на треть. Только производство водки выросло в прошлом году на 3,7%, приводит данные Росстата "КоммерсантЪ".

Наибольший рост среди алкоголя в целом продемонстрировало игристое и столовое вино - на 15,3% и 14,5% соответственно. Сильнее всех упало производство ликеро-водочных изделий: напитков крепостью менее 25 градусов стало меньше на 37%, с градусом выше 25 - на 42,1%. Выпуск коньяка в прошлом году сократился на 28,8%.

Основной неблагоприятный фактор - это аномальная жара. Высокая температура сильно повлияла на спрос, особенно ликеро-водочных изделий. На влияние аномальной жары в Восточной Европе жаловались и европейские производители - так, CEDC (водка "Зеленая марка", "Журавли"), у которой 70% продаж приходится на Россию, зафиксировала снижение продаж на 15,8% (до 157,8 миллиона долларов).

Другой причиной специалисты считают политику Росалкогольрегулирования в области лицензирования. В 2010 году многие недобросовестные производители остались без лицензий либо получили предупреждение. С 1 января прошлого года на водку, а потом и на прочий крепкий алкоголь (свыше 28 градусов) Росалкоголь установил минимальные розничные цены. Так, стоимость поллитра водки составила 89 рублей.

В пресс-службе алкогольного ведомства сообщили, что в прошлом году через суд они пытались аннулировать лицензии у 123 предприятий. Всего на тот момент действовало более 600 лицензий на производство спирта и алкогольной продукции.

Вениамин Грабар, совладелец "Ладоги" (марки "Царская", "Великий город") объясняет прошлогодний спад в производстве коньяка уходом с рынка части продукции, которая непосредственно к коньяку имела отдаленное отношение. Топ-менеджер крупной алкогольной компании добавляет, что сокращали производство коньяка и легальные производители. Всему виной, на его взгляд, новая система уплаты акциза для производителей, которые бутилируют коньяк в России. Прежде они платили акциз только при покупке готового коньяка у производителя, а с 1 января 2010 года они вынуждены повторно его уплачивать при выпуске готовой продукции.