Рекламному рынку еще далеко до докризисного уровняКомиссия экспертов АКАР подвела итоги развития индустрии за 2010 год. Несмотря на существенный рост, рынок еще не оправился от провала в кризис
|
сегмент |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Прирост в 2010 году, % |
Телевидение |
138.9 |
113.7 |
130.7 |
15 |
в т.ч. эфирное |
137.6 |
112.2 |
128.8 |
15 |
кабельно-спутниковое |
1.3 |
1.5 |
1.9 |
26 |
Радио* |
15.0 |
10.6 |
11.8 |
11 |
Печатные СМИ* |
75.3 |
42.0 |
44.8 |
7 |
в т.ч. газеты |
13.1 |
8.6 |
9.7 |
13 |
журналы |
35.1 |
20.2 |
21.6 |
7 |
рекламные издания |
27.1 |
13.2 |
13.5 |
2 |
Наружная реклама |
45.8 |
27.3 |
32.2 |
18 |
Интернет** |
17.6 |
19.1 |
26.65 |
40 |
в т.ч. медийная реклама |
7.4 |
7.7 |
9.8 |
28 |
контекстная реклама** |
10.2 |
11.4 |
16.85 |
46 |
Прочие медиа |
3.2 |
2.6 |
3.7 |
44 |
в т.ч. Indoor-реклама |
2.5 |
2.1 |
2.8 |
36 |
реклама в кинотеатрах |
0.7 |
0.5 |
0.9 |
91 |
ИТОГО по сегменту ATL |
296 |
215 |
250 |
16 |
Маркетинговые услуги |
71,2 |
51,5 |
65 |
26 |
ИТОГО |
367 |
267 |
315 |
18 |
* - данные по сегментам радио и печатных СМИ за 2008-2009 гг. уточнены.
** - комиссия экспертов не смогла прийти к единодушному решению.
ОБЪЕМ РЫНКА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИИ
В 2010 ГОДУ (без НДС)
Эксперты АКАР для более детального и релевантного анализа данных по стране частично пересмотрели механизм оценки некоторых сегментов рынка. Так, переоценке была подвергнута реклама в прессе: к творческому тандему TNS Russia и АЦВИ присоединились эксперты ИД HFS/ИнтерМедиаГруп и Абак Пресс, которые предоставили обширные данные регионального мониторинга рекламы. Выяснилось, что объем рекламы в прессе после окончательных расчетов оказался существенно больше, поскольку значительное количество изданий ранее не принимались во внимание экспертами.
Объем рекламы в различных типах печатных СМИ в 2009 г. до и после переоценки, млрд. руб. с НДС
ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИЗДАНИЙ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ РЕКЛАМЫ В ПРЕССЕ
В 2009 Г. ДО И ПОСЛЕ ПЕРЕОЦЕНКИ, %
Самый существенный рост, как уже эксперты указывали не раз, показывают не традиционные медиа, а интернет и new media, в первую очередь indoor и реклама в кинотеатрах.
Indoor показал рост порядка 36% (до 2,8 миллиарда рублей) и тенденция роста сохранится и в этом году. Как пояснил медиа директор Mediaedge:cia Алексей Кулаков, на данном этапе распределение внутри сегмента происходит следующим образом: 25% аэропорты, 35-40% ритейл. Кроме того, Indoor активно проникает в новые для себя среды реализации, например, в аптеки.
Фантастический рост продемонстрировала реклама в кинотеатрах, порядка 91% за 2010 год. Правда, в суммарном исчислении объем рынка пока не столь впечатляет - 0,9 миллиарда рублей. По мнению директора по стратегии "Синема 360" Павла Шиловского, столь заметному росту в прошлом году способствовали целый ряд факторов: фиксированные тарифы CPT, увеличение цифровых кинозалов в 9 раз, со 100 до 900 залов (что, кстати, дало толчок к развитию 3D-рекламы) и увеличение количества кинотеатров в стране на 300 залов.
Президент ГК Progression Ирина Васенина отметила существенный рост рынка маркетинговых услуг, более чем на четверть по сравнению с 2009 годом. Основные тренды в индустрии, которые отметила Васенина - это консолидация рынка вокруг крупных игроков, активизация ритейла, а также существенное укрупнение бюджетов для позиционирования брендов через digital-каналы коммуникации. Однако президент Russia Direct Михаил Симонов заметил, что оценка рынка в 65 миллиардов является экспертной, и профессиональной ассоциации еще предстоит выработать механизм дальнейшей работы. Это будет сделано в текущем году.
Не сходится мнение экспертов и по поводу интернета - самого быстрорастущего сегмента, показавшего в прошлом году прирост в 40%, обогнавшего радио и вплотную подобравшегося в наружной рекламе. Как рассказал директор по маркетинговым исследования АЦВИ Сергей Веселов, эксперты разошлись в оценке наиболее динамично развивающейся внутри интернет-сегмента контекстной рекламы. Ряд специалистов обозначили рост "контекста" на уровне 50%, однако после консультаций в финальный отчет все-таки попала цифра 46% с пометкой, что комиссия не смогла прийти к единодушному решению.
Несмотря на частичные расхождения в оценках, председатель комиссии экспертов АКАР Владимир Евстафьев считает их наиболее достоверными для оценки рынка. "На сегодня это самые достоверные, выверенные цифры, на которые можно опираться", - подытожил он выступление экспертов.