Сколько стоит рекламный 3D-роликТехнология 3D покоряет не только индустрию кино, но и рекламную. Sostav.ru выяснил, сколько стоит снять стерео ролик, и пользуется ли в России популярностью формат 3D рекламы у заказчиков
Главной маркетинговой концепцией по итогам прошлого года эксперты Sostav.ru признали формат 3D, относительно недавно завоевавший российское кино. По словам рекламистов, кино в 3D стало основной формой проведения семейного досуга, вытеснив формат "увлекательная поездка в Ашан". Так что можно говорить о том, что 3D уверенно занимает свою нишу и приходит на смену старым технологиям. Сегодня благодаря ему рождаются виртуальные фильмы, выставочные стенды, фасады и интерьеры зданий, сияющие объемные логотипы. Неудивительно, что популярную тенденцию на вооружение взяли не только в кинотеатрах, но и в рекламных агентствах. Так, в прошлом году Zavod анонсировал первую социальную 3Д-рекламу. Ее стоимость тогда составила примерно 10 миллионов рублей. Что уж говорить про коммерческую рекламу, которую сейчас можно увидеть практически перед каждым сеансом в 3D! Компьютерная графика и 3D расширили выразительные возможности рекламы и позволили еще сильнее воздействовать на зрителей. Понятно, что производство трехмерного рекламного ролика - удовольствие не из дешевых. Sostav.ru постарался выяснить, какова средняя стоимость такого видео, и насколько эта услуга востребована сейчас. Цена на изготовление 3D рекламных роликов целиком зависит от пожелания заказчика к конечному продукту. По словам Дениса Седова, супервайзера визуальных эффектов кинокомпании "Базелевс", цена ролика также зависит от таких факторов, как движение камеры, сложность композиции и присутствующих в кадре объектов: "Как и в обычных визуальных эффектах, стоимость абстрактной работы, не видя того, что необходимо сделать, определить невозможно". Седов отмечает и тот факт, что если заказчик после съемок обращается с просьбой сделать ролик в стерео, то стоимость видео может увеличиться в два раза, а иногда и более: "В работе со стереоизображением очень важно, чтобы студия, которая будет работать на проекте, подключалась на начальном этапе разработке", - добавляет он. Руководитель студии Asymmetric VFX и супервайзер Виктор Лакисов говорит, что в любом случае производство стереоскопической рекламы дороже, чем обычный плоский формат. Коэффициент, на который нужно умножать стоимость, колеблется от 1.3 до 2.5: "Все зависит от технологии изготовления. Значения этих коэффициентов не абсолютные, а получены исходя из собственного опыта и действительны в настоящее время". Но вместе с тем, эксперт отмечает и тенденцию к удешевлению, так как происходит активное освоение технологии и появляются инструменты, автоматизирующие процессы производства. На сегодняшний день существует несколько способов создания стерео изображения. Условно, по словам экспертов, их можно разбить на следующие пункты. - Конвертация обычного изображения в псевдостерео. Если вкратце, то технология выглядит следующим образом: оригинальное изображение "выдавливается" по глубине, разрезается по слоям как книжка-раскладушка, затем ставят вторую виртуальную камеру, немного ее сдвигают и компьютер просчитывает изображение для правого глаза. По мнению супервайзера Виктора Лакисова, это самый перспективный способ для создания рекламных стереоскопических роликов для ТВ, так как в коротких рекламных кадрах зритель не всегда успеет разглядеть, настоящий это объем или нет, в маленьком ТВ разрешении. Однако в кинотеатре конвертированные рекламные ролики смотрятся уже не так выгодно, как настоящее стерео изображение. Коэффициент стоимости производства ролика - от 1.3 до 2.5. - Съемка по технологии "Одна камера и стерео объективы" - наиболее быстрый способ съемки настоящего стерео изображения. Это так называемая "советская" система "Стерео-70". Коэффициент производства этим способом равен от 1.5 до 2. Исходный материал подается уже сразу в стерео, необходимо лишь правильно его обработать и создать компьютерную графику. Удорожание производства происходит за счет оборудования и за счет дополнительной работы в постпродакшн. - Съемка по двухкамерной технологии. Самая долгая и дорогая система производства стереоскопического изображения. Известны прецеденты, когда съемки рекламных роликов были сорваны из-за технических неполадок системы. Коэффициент, на который нужно умножать стоимость работ, от 2.5 и выше. Удорожание происходит из-за временных потерь на съемочной площадке, двойного комплекта оборудования и тяжелого постпродакшна. - Полностью компьютерные ролики. Если речь идет о трехмерных анимационных роликах, то это самый идеальный вариант сделать стерео с минимальными финансовыми потерями и максимальным качеством стерео. Стоимость производства может быть умножена на 1.3 - 1.5. Удорожание происходит в основном из-за двойного компьютерного просчета и удвоенного количества данных. А также, например, из-за каких либо уникальных эффектов, которые в моно делаются почти автоматически, а в стерео придется создавать эффект полностью вручную. Как видно, обозначить стоимость стерео ролика невозможно даже какими-то верхними или нижними границами, но можно ориентироваться на коэффициент. Здесь примерно такая же ситуация, как с покупкой автомобиля: каждый исходит из своих финансовых возможностей. Можно купить дёшево подержанный или "битый", а можно купить авто знаменитейшей марки и новейшей модели. Технология съемок качественных 3D роликов не секрет для российского рынка. И сейчас на нем работают несколько компаний, которые могут удовлетворить запросы рекламодателей. Но есть ли на них спрос? В студии Asymmetric VFX говорят, что в прошлом году у них вообще не было заказов на стерео рекламу. А в 2011 - в производстве находятся несколько стереоскопических роликов. Так что тенденция к сильному росту очевидна. Почти каждый день появляются новые модели телевизоров, поддерживающих эту функцию, и увеличивается количество 3D кинозалов, в которых перед фильмами можно показывать соответствующую рекламу. Супервайзер визуальных эффектов кинокомпании "Базелевс" Денис Седов считает, что для России 3D-реклама пока в новинку, а людей с опытом работы со стерео изображением можно пересчитать по пальцам: "Для нашей страны, это пока что лишь технологический процесс, а не творческий. На западе, между тем, стереограферы начинают экспериментировать с тем, каких эффектов можно добиться в стерео изображении - как можно удивить зрителя". Ведь специфика стерео, по словам Седова, это не только работа с конкретным кадром, но и монтаж, кадрирование, понимание стерео параллакса, того как разница в параллаксе от кадра к кадру влияет на восприятие зрителя. Кроме того, монтируя стерео ролик, его создателям нужно думать о комфорте зрителя: разница в параллаксе между кадрами может причинить зрителю дискомфорт, так же, как и очень быстрый монтаж. Как бы то ни было, на сегодняшний день цветные очки, выдаваемые перед сеансом, стали если не заменой привычному формату кино и рекламы, то точно первой ласточкой перемен, которые в будущем произойдут в индустрии развлечений и продвижении товаров. |
Татьяна Полякова, Sostav.ru |