24.02.2011

Партийные слоганы не гонятся за красотой

Какими лозунгами и обещаниями партии привлекают своего избирателя

В регионах полным ходом идет предвыборная кампания, и каждая партия стремится перещеголять соперника "красным словцом". Большинство партий традиционно прибегают к словесной агитации и сочиняют эффективные, по их мнению, лозунги.

"Единая Россия" и КПРФ используют авторитет своих лидеров, ЛДПР акцентирует внимание на проблемах, а "Правое дело" совсем отказалась от лозунгов. Но все партийные идеологи отмечают, что время красивых лозунгов прошло, а европейский подход не действует на отечественного избирателя.

Коммунисты предпочитают яркие лозунги с использованием имени своего лидера. К примеру, в Дагестане, где, по мнению коммунистов, население страдает от обмана и гнета местной власти, партия выдвинула слоган "С нами народ, за нами правда, впереди победа и Зюганов". В Курской области лозунг "Голосуй за КПРФ или терпи дальше" связан с неприятием местной власти в лице губернатора Михайлова. В Нижегородской, как считают коммунисты, силен произвол и высок уровень бедности, поэтому: "Бесправие, произвол, бедность? Доверь КПРФ покончить с этим!" В Тверской области коммунисты, возмущенные поведением на кремлевском приеме губернатора Зеленина, агитируют электорат просто: "Губернатора Зеленина в отставку!" Не забыли и о дальних регионах: "Богатство Чукотки - на службу народу".

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский придумал главный слоган для предвыборной кампании: "Россия и для русских тоже!", который уже вызвал обвинения в национализме. В регионах же либерал-демократы выступят с опорным лозунгом "Сила в правде - правда в ЛДПР". Как пояснила РБК Daily председатель ЦИК ЛДПР Елена Афанасьева, слоганы социально ориентированы, ведь кампания имеет региональный уровень.

Практически повторяет мысль коммунистов слоган "ЛДПР или терпи дальше". Он, как и заявление "Мы честны перед вами" используется в регионах, так как общество требует правды, отмечает Афанасьева. С учетом социально неспокойной ситуации, например, в Оренбургской области партия выдвигает слоган "С ЛДПР порядок!" Также в других регионах партия агитирует в стиле "Хватит терпеть - время выбирать ЛДПР, в нашей власти сменить власть!"

В партии "Яблоко" тоже готовятся к активной агитации в двух регионах, где они прошли регистрацию. В Курской области работает слоган "Ваша партия - Яблоко". Как объяснили в пресс-службе партии, такой лозунг связан со сменой областного руководства в лице Александра Федулова. Для Калининградской области сочинили лозунг "Яблоко - партия европейских ценностей", что связано с географическим положением региона. Одним из главных направлений для яблочников в данном регионе является борьба за отмену визового режима с ЕС.

"Единая Россия" будет агитировать, в основном, с помощью цитат и изображений президента и премьера. Ключевой слоган в регионах - слова Владимира Путина "Слышать людей - работать для людей". Депутат Госдумы Татьяна Воронова объясняет, что конкретной разнарядки по лозунгам нет: "Глупые лозунги мы не используем, только те, которые соответствуют нашим партийным проектам, - например, решению острой дорожной проблемы в Нижнем Новгороде". Там лозунгом будет "Дороги Единой России - дороги к дому". В других регионах также будет использован слоган "Детские сады - детям".

В Саратовской области единороссы раскрыли автора своего основного слогана - "Верьте только делам". Оказывается, это сам Лев Николаевич Толстой! Полная версия за подписью классика сейчас красуется на билбордах в Саратове: "Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим".

Эсэры обращается ко всему электорату с общими фразами: "Народу - самые низкие цены на ЖКХ", "Предпринимателям - низкие налоги", "Молодежи - светлое будущее", "Спортсменам - возможность заниматься спортом".

Зато "Правое дело", которую зарегистрировали в единственном регионе - Дагестане - лозунги решила не предлагать. "Все слоганы с учетом проведения избирательной кампании в этом регионе бессмысленны, а вот на муниципальном уровне наши лозунги носят оппозиционный характер", - рассказывает член политсовета "Правого дела" Борис Надеждин.

"Сегодня красивые лозунги уходят на второй план", - говорит депутат от "Справедливой России" Антон Беляков. По его словам, западные кампании строятся на графических, цветовых и звуковых решениях, но в России это не работает.