ГфК-Русь: Индекс потребительских настроенийВо втором полугодии 2010 года Индекс потребительских настроений России несколько снизился (106 пунктов против 108 в июле 2010 года) и находится на уровне 2005 года. В Москве Индекс продолжает стремительно расти и в конце 2010 года достиг рекордного уровня 132 пункта. Пик потребительских настроений в России пришелся на 2007 и первую половину 2008 года, когда Индекс составил 116 пунктов. После резкого падения на волне экономического кризиса (в марте 2009 года индекс составил 68 пунктов - рекордно низкий уровень за всю историю вычисления), с июня 2009 индекс стал понемногу расти, впервые вновь достигнув положительного значения в мае 2010 года (102 пункта).Декабрь 2010
Интересно, что в Москве индекс потребительских настроений в 2010 году стремительно рос и во втором полугодии 2010 года достиг рекордного уровня 132 пункта, даже превысив уровень "безоблачного" 2007 года (130 пунктов). В целом, городское население демонстрирует средние по стране значения (106 пунктов), а вот потребительские настроения сельского населения показывают во втором полугодии 2010 года некоторое снижение (107 пунктов в декабре 2010 г. против 114 в июле 2010 г.). Другой характерный тренд - в 2010 году Индекс текущего состояния (оценка настоящей ситуации) превысил значения начала кризиса (конец 2008 г.), а рост Индекса текущего состояния начал обгонять рост Индекса потребительских ожиданий. Интересно, что в 2010 году была относительно высока доля людей, которые на вопросы об экономическом положении в стране как в следующие 12 месяцев, так и в следующие 5 лет ответили, что представляют его "ни хорошим, ни плохим" (июль 2010 г. - 37% и декабрь 2010 г. - 31% для периода 1 год, июль 2010 г. - 44% и декабрь 2010 г. - 39% для периода 5 лет). Эти цифры выше докризисного уровня. Вероятно, испытав на себе последствия экономического кризиса, который разразился для большинства россиян совершенно неожиданно, люди затрудняются прогнозировать макроэкономическую ситуацию. Своё личное текущее материальное положение россияне по-прежнему оценивают негативно. В декабре 2010 года 22% респондентов считали, что за последние 12 месяцев их материальное положение ухудшилось, 57% полагали, что оно осталось без изменений и только 16% ответили, что оно улучшилось. В то же время, в 2010 году доля тех респондентов, которые считают, что их личное материальное благосостояние в будущем улучшится, впервые после кризиса превысила долю тех, кто ждёт ухудшения личного материального благосостояния (например, в декабре 2010 года 21% респондентов рассчитывали на улучшение личного материального благосостояния в будущем, а 15% - ждали ухудшения. При этом 48% считают, что их материальное положение в будущем останется без изменений). Отношение респондентов к крупным покупкам тоже постепенно меняется. В мае 2010 года доля тех, кто считает текущий момент хорошим временем для осуществления крупных покупок для дома (таких, как мебель, холодильник и т.п.), превысила процент тех, кто считает это время плохим. В декабре 2010 года 24% считали настоящее время хорошим для совершения крупных покупок, 20% - плохим, 41% - "не хорошим, но и не плохим", 15% затруднились ответить. |
||||||