23.03.2011

Высшая школа экономики составила портрет отечественного топ-менеджера

Он оказался моложе и суетливее, чем на Западе

Высшая школа экономики
Иллюстрация фотобанка Fotolia

Сотрудники Высшей школы экономики опубликовали исследование образа среднего российского топ-менеджера, сложившегося за последние десять лет. Он получился ожидаемым, пишет РБК daily - это молодой женатый мужчина, который учился в техническом вузе и получил второе экономическое или бизнес-образование.

Каждые два-три года отечественный управленец переходит на новое место. "Российский топ-менеджер делает намного больше внешних перемещений по сравнению с руководителями из западных стран, часто меняет работу", - отметил газете один из авторов исследования, сотрудник лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Сергей Солнцев. Одной из причиной этого он считает неумение наших работодателей выстраивать карьерную лестницу в фирме. В итоге топ-менеджеры чаще переходят на новое место в другой компании, чем занимают более высокую должность в своей. С другой стороны, рынок труда в нулевые развивался динамично, поэтому и среди руководителей была высокая мобильность.

По данным исследования, примерно половине российских топ-менеджеров от 30 до 40 лет. Это в среднем примерно на 10 лет меньше, чем у их западных коллег, заметил РБК daily президент компании HeadHunter Юрий Вировец. А в связи с развитием интернет-бизнеса возраст руководителя снижается еще больше. Отличается не только возраст, но и подход к ведению бизнеса: наши, по словам Вировца, отличаются "более рискованным и авантюрным мышлением и более развитыми навыками управления компанией в сложных, кризисных ситуациях".

84% всех высших должностей занимают мужчины. До кризиса была тенденция к росту числа женщин в руководстве: за восемь лет их доля выросла с 8 до 23%. После кризиса она сократилась до 20%. Женщины-руководители обычно обладают экономическим образованием и реже уходят из компаний, говорится в исследовании.

Иностранцев среди топ-менеджеров в России немного: всего 13%, причем, как правило, работают они в иностранных компаниях. Мода на экспатов проходит, говорит РБК daily директор по продажам Kelly Services CIS Наталья Курантова. Экспаты, по ее словам - дорогое удовольствие, а выбор появился и на рынке отечественных руководителей.