Пивовары пытаются выйти из окруженияПроизводители пенного напитка объявили некоторые положения технического регламента Таможенного союза не соответствующим ГОСТам
Пивовары по всей стране буквально бьют тревогу: борьба государства с алкоголизацией населения коснулась всего сегмента спиртных напитков, но пивной отрасли, пожалуй, в большей степени. В текущем году власти одобрили ряд инициатив и приняли несколько судьбоносных для отрасли решений. Будущее российского рынка пива его представители обсудили на прошедшей на днях конференции «Стратегия развития пивоваренной отрасли в современных условиях». А также составили обращение к представителям власти трех государств-членов Таможенного Союза, в котором назвали проект Технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» в некоторых положениях противоречащим ГОСТам, международной практике и стандартам, принятым в отношении пивоваренной продукции. Пиво, которое перестанет быть пивом Большое недоумение вызывает у пивоваров определение пива, предложенное в тексте регламента «О безопасности алкогольной продукции». В соответствии с документом, пивом может называться продукция с содержанием этилового спирта более 1,5%, для производства которого должны использоваться пивоваренные солод и хмель и (или) полученные в результате переработки хмеля продукты (замена солода зерном и зерновыми продуктами допускается, но доля их не должна превышать 20%) и воды без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. А вот напитки, изготовленные на основе пива (доля которого должна составлять не менее 40% объема готовой продукции), могут содержать добавки, ароматические и вкусовые, зернопродукты и т.д.. Крепость пивного напитка по регламенту должна составлять не более 7%.
Специалисты считают, что к разработке определения пива и напитков, изготовленных на его основе, должны привлекаться эксперты пивоваренной отрасли стран Таможенного союза. Три буквы, которые хотят запретить Регламент «О безопасности алкогольной продукции» также вводит запрет на использование ПЭТ-тары. При этом принятый ранее регламент «О безопасности упаковки» отмены пластиковой тары не предусматривал, а лишь запрещал использование оборотной стеклянной бутылки. По данным СРП в России в ПЭТ выпускается более половины всей произведенной продукции. Использование пластиковых и стеклянных оборотных бутылок позволяет пивоварам удерживать более демократичные цены. «Если запретят ПЭТ-тару, сегмент уменьшится на 47%, - считает Виктор Пятко. - Часть региональных заводов могут закрыться. Быстро нарастить мощности стекольных заводов невозможно. Несомненно, результатом станет резкое падение объемов производства и резкое увеличение стоимости продукции».
Выходит, что пиво можно будет выпускать либо в жестяных банках, либо в одноразовой стеклянной таре. Представителям пивной отрасли запрет на наиболее распространенные виды упаковки кажутся по меньшей мере странными и противоречащими мировой практике. Так, в Германии до 83% пивоваренной продукции выпускается в оборотной стеклянной таре, и, как отмечает руководитель департамента по обучению и повышению квалификации Научно-исследовательского института по пивоварению в Берлине (VLB) Людмила Линке, с каждым годом этот показатель увеличивается. Запрет стекольной оборотной тары многие представители отрасли воспринимают как результат активности стекольного лобби. Напомним, что техрегламент «О безопасности упаковки» должен вступить в силу уже в следующем году. Рекламе – нет, акцизам - да Помимо прочего ограничения коснулись и способов продвижения пива, в частности, речь идет о запрете его рекламы, для чего в соответствующий закон внесены изменения. Они должны вступить в силу с 23 июля 2012 года. Реклама пива полностью будет запрещена на ТВ и останется только в Интернете и печатных СМИ, в связи с чем некоторые компании намерены сконцентрироваться на BTL. Со следующего года предусмотрено и повышение акцизов на пиво. Самое значительное повышение произошло в 2010 году, когда акцизы поднялись на 200%. В 2011 году повышение составило 11%. До 2014 года планируется увеличить акциз еще на 80%. К чему все это приведет Отсутствие рекламы, запрет ПЭТ-тары и стеклянной оборотной бутылки, рост акцизов, ограничение мест продаж, как полагают представители отрасли, приведут к росту стоимости продукции, закрытию малых и средних предприятий. По мнению экспертов, как следствие, все это приведет к тому, что у крупных инвесторов пропадет желание вкладывать средства в пивоваренную отрасль. Виктор Семенов, заместитель председателя Госдумы по регламенту, председатель комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере считает такие меры не просто борьбой с алкоголизацией, а созданием искусственных барьеров внутри самой отрасли. |
||||
Наталья Малютина, Sostav.ru |