27.12.2011

Медиаобзор года: Связаны одной сетью

Интернет как главный драйвер роста российского медиарынка в уходящем году

Иллюстрация Fotolia

В этом году мы с любопытством наблюдали за процессом «возмужания» российского интернет-рынка и укрепления его позиций как наиболее перспективного медиа. Причин для такого ажиотажа предостаточно, и наиболее важные из них – стремительный рост аудитории Рунета, увеличение рекламных бюджетов в digital-сегментах, а также выход крупнейших российских интернет-компаний на международный рынок.

Больше людей

Этой осенью случилось эпохальное событие – согласно данным американской исследовательской компании comScore, России удалось сместить Германию с первой строчки рейтинга европейского интернета по величине аудитории. На сентябрь 2011 года количество интернет-пользователей в России перевалило за 51 миллион человек.

Вместе с ростом российской интернет-аудитории высокие показатели роста на внутреннем и европейском рынках демонстрируют крупнейшие площадки. К началу осени в ТОП-30 наиболее популярных в Европе площадок попали сразу несколько отечественных игроков, а платформа Mail.ru (включающая более трех десятков сервисов под этим брендом и социальную сеть «Одноклассники») даже вошла в десятку крупнейших платформ с совокупной аудиторией в 71 миллион уникальных пользователей в месяц.

Аудитория Рунета – 52,5 млн человек
comScore, октябрь 2011

Лидером по аудитории среди российских интернет-площадок остается поисковик Яндекс с 43,2 млн уникальных посетителей в месяц, что составляет и 82% от общего числа пользователей Рунета.

На втором месте расположилась группа сервисов Mail.ru, где количество уникальных посетителей достигло 39,8 млн, а охват аудитории - 76%. Тройку лидеров замыкает социальная сеть «ВКонтакте» с 35,9 млн уникальных посетителей, или 69% от общего числа.

Поисковик Google cумел охватить 58% российских пользователей, или 30,1 млн человек. Соцсеть «Одноклассники» (входит в холдинг Mail.ru Group) - 53%, или 28 млн человек. Рекламная сеть «ВФокусе» (сейлз-хаус «Медиа Плюс», объединяет более 90 сайтов Рунета) - 49%, или более 25 млн пользователей

Достаточно высокие позиции в рейтинге заняли поисковик Яндекс с сопутствующими сервисами, а также самая популярная в России социальная сеть «ВКонтакте», которая, к тому же, удерживает рекорд среди европейских площадок по проводимому на сайте времени.

Больше денег

Рост аудитории российского интернета и расширение технических возможностей игроков притягивают рекламные бюджеты из других медиа. По итогам трех кварталов этого года крупнейшая отраслевая ассоциация АКАР зафиксировала еще одну революцию на рынке: впервые интернет-реклама превысила по объемам сегменты наружной рекламы и рекламы в печатных СМИ. Так как радиореклама уже давно осталась позади, интернет пока уступает только одному медиа – телевидению.

Согласно данным экспертов АКАР, интернет-сегмент в январе-сентябре 2011 года показал рост в более чем впечатляющие 57 процентов, достигнув отметки в 26,5-27,5 миллиарда рублей. При этом активнее прибавляла контекстная реклама – ее рост составил 63 процента в то время, как медийная прибавила 49 процентов.

За тот же период сегменту наружной рекламы удалось привлечь 25,5-25,7 миллиарда рублей, «бумажным» газетам и журналам – 18,9-19,2 миллиарда, радио – 7,8-8,0 миллиарда. Отметим, что отрыв интернета от ТВ продолжает быть более чем существенным, и в ближайшие годы эксперты прогнозируют главному из традиционных медиа сохранение лидерства и по доходам, и по доле в медиамиксе.

Больше авторитета

Помогала укреплению позиций российского интернета в мире и активная позиция крупнейших интернет-компаний на международном рынке.

К началу этой осени мобильным интернетом в России пользовались уже 28% пользователей против 23% в 2010 году. На 139,4 млн жителей приходилось более 230,5 млн мобильных устройств

TNS, Digital Life и Mobile Life, сентябрь 2011

По примеру прошлогоднего позитивного опыта Mail.ru Group, в этом году на IPO вышел поисковик Яндекс, укрепив свои позиции как одного из лидеров европейского сегмента глобальной сети успешным размещением на Nasdaq. Кроме того, российская компания проводила политику активной экспансии на иностранные рынки, в частности, Турции и Восточной Европе.

Заявив в прошлом году о международных инвестиционных амбициях покупкой ICQ и его присоединением к Mail.ru Group, самый креативный российский топ-менеджер Юрий Мильнер и совладелец холдинга «Металлоинвест» Алишер Усманов в этом году лишь укрепляли их массированными вложениями в «раскрученные» активы типа Facebook, Zynga и Groupon, а также в перспективные зарубежные стартапы.

Больше надежд

По всем признакам, выделенные выше тенденции будут иметь дальнейшее развитие в ближайшие годы.

Интернет-компании будут стремиться к укрупнению и выходу на международный рынок. Так, по информации источников, к выходу на IPO в следующем году готовится соцсеть «ВКонтакте», которая именно в 2011 году из важнейшей социальной платформы превратилась в платформу рекламную.

Потенциал роста интернет-аудитории в России далеко не исчерпан: уровень проникновения глобальной сети в нашей стране составляет 35,7 процента, в то время как в ведущих европейских странах он превышает 60 процентов.

Ну и, наконец, нет никаких сомнений, что продолжит свое динамичное развитие рынок интернет-рекламы. По прогнозам экспертов АЦВИ, к 2020 году объем интернет-сегмента вырастет более чем четырехкратно, с прогнозируемых в этом году 39 миллиардов рублей до 135 миллиардов. При этом весь медиарекламный рынок за тот же период будет расти почти вдвое медленнее.

Эльдар Соколов, Sostav.ru
Екатерина Ткаченко, Sostav.ru