25.05.2012

Молочники требуют рекламной поддержки

СОЮЗМОЛОКО будет бороться с ценами зарубежных конкурентов с помощью пропаганды

Иллюстрация Fotolia

Игроки молочного сектора бьют тревогу: низкие закупочные цены, противостояние с белорусскими и мировыми производителями, наводнившими рынок России продукцией по демпинговым ценам, низкий уровень потребления молока населением ставят под угрозу молочное производство.

СОЮЗМОЛОКО, объединяющий сотни российских производителей не раз обращался с предложениями по улучшению ситуации в отрасли к различным ведомствам. Пока качественных сдвигов союз не видит, но и не оставляет попыток изменить положение дел. В августе планируется запустить социальную кампанию, направленную на пропаганду потребления молочной продукции.

Белорусское нашествие

Одной из главных проблем российских молочников в настоящее время является конкуренция с белорусскими молочными продуктами. В частности, в одном из писем к министрам сельского хозяйства России и Белоруссии СОЮЗМОЛОКО отмечал, что наличие белорусской молочной продукции, изготовленной из молока стоимостью 9-10 руб/кг, вынуждает российские предприятия также снижать закупочные цены на сырое молоко до 12-13 руб/кг, чтобы хоть как-то конкурировать с продукцией из соседнего государства.

По данным Союза, закупочные цены в 2012 году снизились на 10-15% по сравнению с 2011 годом. Доля импорта составляет 22,5%, собственное производство – 77,5%. В стране производится 32 млн тонн молока, 14 из которых идет на переработку. Несмотря на рост объемов производства, потребление молока населением остается на крайне низком уровне, а спрос не растет

«Нам могут возразить: такова конкуренция, побеждает сильнейший. Мы готовы конкурировать с белорусскими производителями, да и с любыми другими, но условия конкуренции должны быть равными для всех участников рынка. А молочная отрасль России находится в принципиально неравных условиях. По сути, российские предприятия вынуждены конкурировать с государственной молочной отраслью Беларуси» - говорилось в письме.

В тексте также отмечалось, что если Белоруссия может продавать в России свою молочную продукцию, то у российских производителей и переработчиков такого доступа на белорусский рынок нет. «Многочисленные административные барьеры, торговые ограничения и «усилия» санитарного ведомства не позволяют нам ни закупать местное дешевое молоко, ни поставлять в республику свою продукцию», - пишут авторы.

За первый квартал 2012 года производство товарного молока выросло на 4-5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При таких темпах роста уже в этом году страна дополнительно получит от 600 тысяч до 1 миллиона тонн товарного молока и еще 1,5-2,2 миллиона тонн в ближайшие два-три года. Это вполне реальная перспектива при одном условии - если в отрасли сохранится тенденция роста, считают в союзе

Учитывая тот факт, что Россия в скором времени вступит в ВТО, производители опасаются, что доля импортной продукции может возрасти в соответствии с условиями Организации , вследствие чего цены станут еще ниже.

Кстати, в связи с вступлением России в ВТО, на переходный период (с 2013 по 2015 год) Союз предлагает обеспечить максимально допустимый уровень защитных мер и господдержки молочной отрасли в размере 26 млрд рублей ежегодно.

Фальсификат «съедает» 30% рынка

Не меньшее беспокойство у российских молочников вызывает рост количества фальсификата на рынке. По некоторым данным российские предприятия теряют 30% рынка из-за наличия такой продукции. В частности, речь идет о продуктах с использованием пальмового и кокосового масел. Как сообщил председатель правления Союза Андрей Даниленко, недавние проверки, проведенные специалистами, показали, что из 138 наименований 82 оказались фальсификатом.

В Союзе считают, что ведомства должны в обязательном порядке принять решение по пальмовому и кокосовому маслам. Пока проверки и их результаты не привели к наказаниям кого-либо из производителей фальсификата.

В то же время с конца прошлого года Роспотребнадзор активно борется с продукцией украинского производства, которая содержит пальмовое масло.

Продвижение категории молока начнется в августе

Как уже было сказано выше, потребления молочной продукции в нашей стране остается очень низким и о составляет, по данным Минздрава, 247 кг на человека в год, в то время как рекомендуемой для сбалансированного питания медицинской нормой является потребление 320 - 340 кг на человека в год.

Еще в прошлом году года по инициативе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации совместно с СОЮЗМОЛОКО было объявлено о старте Всероссийской программы стимулирования потребления молока и молочных продуктов, направленная на оздоровление нации. Программа предполагает в числе прочего масштабную социальную рекламную кампанию, призванную подчеркнуть преимущества и полезные свойства молочной продукции, сделать ее образ более прогрессивным, сформировать новую культуру потребления и защитить потребителей от недоброкачественных продуктов питания. Также в прошлом году заявлялось, что кампания начнется весной 2012 года, однако сроки перенесены на август этого года, поскольку масштабы проекта не позволили уложиться в заявленный срок.

Ролик из кампании 2009 года "Время пить молоко"

В целях более эффективного проведения социальной рекламной кампании, будут задействованы федеральные телевизионные каналы, а также закупка дополнительного эфирного времени на коммерческой основе.

Первая социальная кампания была запущена в 2009 году. Кампанию «Время пить молоко» разработало рекламное агентство Smart Communications совместно с агентством Dentsu-Smart для Министерства сельского хозяйства РФ. Запуск кампании также был связан с тенденцией к снижению потребления молока. Ролик подвигал идею о том, что такой простой продукт как молоко обеспечивает организм необходимыми ему ресурсами для активной жизни.

Средства на кампанию были выделены из госбюджета, сумма тендера составила 105,1 млн рублей.

По данным TNS Russia, рекламная активность крупных молочных брендов возросла в 2011 году по сравнению с 2010 годом. В частности, объем рекламы марки "Домик в деревне" увеличился почти вдвое.

Отчет о конкурентной активности в СМИ брендов "Домик в деревне", "Простоквашино", "Веселый молочник" за 2009-2011 год

Параметры данных
Период: 2009-2011 год
СМИ: ТВ Бренд: Веселый Молочник, Домик в деревне, Простоквашино Категория: Молоко
География: Москва (с учетом Национального размещения)
Тип рекламы: Ролик, спонсорская заставка, анонс: спонсорская заставка
Статистики: Quantity - Количество выходов
Volume -  длительность (сек.)

Бренд Рекламодатель 2009 2010 2011 Total
Кол-во выходов, шт. Объем рекламы, сек. Кол-во выходов, шт. Объем рекламы, сек. Кол-во выходов, шт. Объем рекламы, сек. Кол-во выходов, шт. Объем рекламы, сек.
ДОМИК В ДЕРЕВНЕ WIMM-BILL-DANN 5 762 120 130 4 441 86 010 7 633 162 650 17 836 368 790
ДОМИК В ДЕРЕВНЕ X5 RETAIL GROUP 261 3 420 70 905 11 145 342 4 470
ДОМИК В ДЕРЕВНЕ КОПЕЙКА (МАГАЗИН)     261 1 305     261 1 305
ДОМИК В ДЕРЕВНЕ СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ 86 430         86 430
ДОМИК В ДЕРЕВНЕ METRO GROUP         15 150 15 150
ДОМИК В ДЕРЕВНЕ Total 6 109 123 980 4 772 88 220 7 659 162 945 18 540 375 145
ПРОСТОКВАШИНО UNIMILK 3 966 75 935 3 791 75 820     7 757 151 755
ПРОСТОКВАШИНО DANONE         5 198 118 205 5 198 118 205
ПРОСТОКВАШИНО СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ 64 320 100 500     164 820
ПРОСТОКВАШИНО Total 4 030 76 255 3 891 76 320 5 198 118 205 13 119 270 780
ВЕСЕЛЫЙ МОЛОЧНИК WIMM-BILL-DANN 2 675 46 455 1 293 23 605 6 297 108 620 10 265 178 680
ВЕСЕЛЫЙ МОЛОЧНИК СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ     159 795     159 795
ВЕСЕЛЫЙ МОЛОЧНИК МЕРКУРИЙ (ГРУППА КОМПАНИЙ) 27 405         27 405
ВЕСЕЛЫЙ МОЛОЧНИК Total 2 702 46 860 1 452 24 400 6 297 108 620 10 451 179 880

Примечание
При мониторинге не регистрируются:
а) коммерческие сюжеты, репортажи, редакционные материалы; 
б) реклама в бегущих строках (за исключением спонсорства);
в) логотипы и титры на заставках рекламных блоков;
г) реклама SMS-услуг в информационной «панели-плашке» (характерно для музыкального контента);
д) реклама типа Product placement в кинопрограммах.

Наталья Малютина, Sostav.ru