Sony теряет деньги и покупателейАкции компании опустились до 30-летнего минимума, виноваты сильные конкуренты и отсутствие своих идей
Японский производитель Sony, некогда выпустивший на рынок первый в мире кассетный плеер, первую портативную видеокамеру и первый плеер для компакт-дисков, переживает не лучшие времена. Отсутствие новых идей внутри самой компании, медленное восстановление американского рынка, жесткая конкуренция и проблемы в еврозоне вылились для корпорации в длинную серию потерь и убытков. В понедельник цена на акции Sony опустилась до 990 йен, чего не случалось с августа 1980 года. Падение выглядит тем более впечатляющим, что те же акции торговались в 2000 году на уровне шестнадцати-семнадцати тысяч йен. Учитывая все это, план по оздоровлению компании, представленный ее новым президентом Кацуо Хираи (Kazuo Hirai), имеет немало шансов провалиться. Кацуо Хираи вступил в должность 1 апреля на фоне рекордного сокращения рыночной стоимости компании, достигшего 42 %. Предыдущий глава корпорации, Говард Стрингер, (Howard Stringer) покинул свой пост после беспрецедентных потерь в прошлом году, когда землетрясение в Японии и наводнение в Тайланде нанесло ущерб фабрикам, а хакеры обрушили развлекательную онлайн-сеть компании. В марте Sony отчитался в убытке в 5,9 млрд долларов за прошедший фискальный год. Телевизионный бизнес корпорации продолжает идти в минус при жесткой конкуренции со стороны Samsung и LG Electronics. Последние четыре года оказались худшим периодом для Sony с тех пор, как она вышла на рынок в 1958 году. Цифры говорят сами за себя: компания, стоившая в марте 2000 года 125 млрд долларов, ныне оценивается менее чем в 13. Для сравнения – стоимость Apple Inc составляет 525 млрд долларов, а Samsung Electronics Co – 150 млрд долларов. Для оптимизации расходов Кацуо Хираи при своем вступлении в должность пообещал сократить десять тысяч рабочих мест, продать химическое подразделение Sony и сектор, отвечающий за онлайн-телевещание. Новый президент, по его собственным словам, в своих планах по спасению компании делает ставку на цифровые камеры, игры и мобильные устройства. С последними у Sony есть определенный задел, так как корпорации принадлежит 4,2% мирового рынка смартфонов (лидерами здесь остаются Apple и Samsung, которым принадлежит 18,9% и 18,5%). Также компания прогнозирует рост продаж Sony Playstation Vita: число покупателей портативного гейм-устройства может более чем удвоиться в этом году, достигнув шестнадцати миллионов. Вместе с тем внешние факторы могут серьезно отразиться на дальнейшей судьбе корпорации. На прошлой неделе курс японской валюты впервые за двенадцать лет достиг 95,6 йен за евро. Курс по отношению к доллару также вырос до 77,66 йен. Все это значительно ослабляет японских экспортеров. По сообщению пресс-секретаря Sony, Мами Имада, компания теряет 6 млрд йен годовой прибыли и 10 млрд в объеме продаж при каждом понижении курса европейской валюты на одну йену. Аналогичные потери при укреплении йены к доллару достигают 50 млрд. На этом фоне Apple и Samsung получают дополнительные конкурентные преимущества. «Йена значительно сильнее, чем это было еще несколько месяцев назад, когда Sony обнародовала свой план оптимизации», - говорит Кеито Вакабаяши, аналитик Mito Securities. - «Если японская валюта останется на том же уровне, план, скорее всего, придется отложить». |
||
Евгений Чепурной, Sostav.ru |