Блаватник и таксиСооснователь сервиса GetTaxi о сделке с владельцем Warner Music и о том, что, гоняясь за прибылью, успеха не добьешься
Рынок такси в Москве сложно назвать идеальным или хотя бы сколько-нибудь оформленным. По большому счету это винегрет из множества операторов и частных бомбил, замешанный на пробках и более-менее бессовестных ценах. Хотя, учитывая те же пробки и порядком низкий КПД от передвижения по городским дорогам, цены понять можно: за то время, что в нормальном городе можно перевезти двух, а то и трех человек, в Москве вы не всегда перевезете одного. В марте на этот рынок пришла еще одна, не вполне обычная компания. GetTaxi оператор, уже ставший популярным в Израиле и Великобритании. В ближайшее время компания собирается открыть свои отделения во Франции, Германии и США. Притом в парке у GetTaxi нет ни одной машины. По сути это мобильный сервис, служащий посредником между партнерскими такси и клиентами. Бесплатное приложение, которое устанавливается на смартфон, позволяет заказать машину нажатием одной кнопки. Прелесть системы в том, что она автоматически определяет ваше местоположение и направляет к вам ближайшее авто. По утверждению создателей, это автоматически выкидывает из цены бесполезное «кружение» в поисках клиента не говоря о расходах на диспетчеров и т. д. Плюс к этому заказ можно контролировать в реальном времени, следя за передвижением машины по карте. В июне сервис привлек около 20 млн долларов инвестиций, о чем уже писал Sostav.ru. Одним из главных инвесторов стал медиамагнат Леонард Блаватник. Об этом вложении, а также об особенностях нового сервиса наш корреспондент поговорил с одним из основателей GetTaxi, Шахаром Вайсером. Г-н Вайсер израильский бизнесмен российского происхождения, уже отметившийся на нашем рынке созданием купонного сервиса Vigoda.ru. В Израиле стартап GetTaxi был запущен им в апреле 2010 года совместно с Рои Мором.
Блаватник человек по-своему уникальный, так как, несмотря на все деньги, которые он заработал, ему по-прежнему интересно заниматься новыми проектами. Он воспринимает это почти как спорт и получает от этого настоящее удовольствие. Отсюда его активность в медийной и hi-tech сфере. При этом удивляет его работоспособность и неравнодушие; мы, принимая деньги от Лена, не ожидали такой персональной увлеченности, какую видим, неподдельного интереса, и это приятно. Надо сказать, что в России он известен вложениями в TNK-BP и РУСАЛ, но на западе его знают как инвестора в медиа, телеком и интернет-проекты. Причем ему интересен действительно масштабный бизнес. Например, он является совладельцем крупнейшего купонного сайта в Китае, который там делает больше миллиарда долларов в обороте. Вроде вашего vigoda.ru. Да, только в Китае. Немного крупнее, чем «Выгода» (смеется). И так далее. Его захватывают крупные проекты. А GetTaxi это такая история, которая, если выстрелит, то позволит овладеть целой индустрией. В Европе и в Америке рынок такси включает около 30 млрд в год, это целая инфраструктура, и у GetTaxi есть серьезные шансы обслуживать значительную часть этого рынка. Такие вещи обоюдно возбуждают, их хочется делать. Вот, ему это интересно, он увлечен. Опять же, тот оборот, на котором мы сейчас находимся, он несерьезен в сравнении с размером индустрии. Собственно, когда мы начинали «Выгоду», то тоже продали в первый месяц на тысячу рублей. В этом году сделаем больше 100 млн долларов. Потому вопрос в темпах роста, а не в абсолютных величинах. Я всегда говорю: мне нравится делать бизнес, который вправду нужен людям, приносит что-то хорошее. В «выгоде» это лучшие места, которые вы хотите, по доступной цене - довольны и продающие и покупающие; в gettaxi это свобода перемещения, быстрого, контролируемого, с мгновенной оплатой; грубо говоря, мы хотим сделать такси более удобным и доступным средством передвижения, чем ваш личный транспорт. Это основная философия. В такого рода бизнесах приятно заниматься делом, да и финансово это интересно. Блаватник на вас вышел сам или вы, наоборот, ему предложили поучаствовать в своем бизнесе? Я не знаю, насколько он сам хочет, чтобы об этом говорили. Он человек не публичный, труднодосягаемый, и мне кажется, надо с уважением относиться к его свободе. Хорошо. Тогда, может быть, еще немного скользкий вопрос в этом смысле: его инвестиции как-то повлияют на управление вашим проектом? Или он просто дает вам деньги, а вы остаетесь при своих внутренних порядках? Я считаю, что обо всем этом надо разговаривать с Леном. Я не могу от его имени говорить что-то, скажу лишь, что он очень комфортный инвестор, человек, который искренне переживает за бизнес и увлечен, и при этом обладает колоссальным опытом и ресурсами. Такого инвестора можно пожелать всем. Давайте обратимся к рекламной и PR-стороне вашего бизнеса. Собственно говоря, как вы планируете охватить наш рынок, где большинству вы еще совершенно не известны? Когда мы говорим про маркетинг, надо сначала понять, кому, а потом как. Есть много успешных компаний, которые всем известны, но мало кто из них настолько масштабен с точки зрения массового потребления. В любом крупном городе - в Москве, в Лондоне, в Нью-Йорке, в Париже - более 60% взрослого населения пользуется такси хотя бы раз в месяц. Это цифра, которая меня каждый раз приводит в шок, потому что я не знаю ни один продукт или сервис, который был бы так востребован. Коммуникации, наверное, еще относятся к такой же области. Мы работаем в индустрии, которая а) востребована всеми б) релевантна всем, а это значит, что все так же испытывают на себе ее неудобства. Неудобства вполне очевидные. В Москве - более чем. Очень сложно заказать такси: это занимает много времени, звонишь, ждешь, объясняешь; когда тебе дают машину, ты ее не контролируешь, не знаешь, кто, где, когда, далеко ли она от тебя, приедет ли вообще; это в известной мере frustrating experience. Тем не менее это тридцать миллиардов; шестьдесят процентов населения делает это каждый месяц. Делает ЭТО. (Смеется). Почти как секс. Отличный бизнес. Соответственно, мы пытаемся решить проблему, которая всем знакома. Что мы с этим делаем? Маркетинг классический, это когда ты берешь бюджет и вываливаешь его в медиа в том или ином формате. Ты можешь быть более креативен, менее креативен, более эффективен, менее эффективен, но ты впрыскиваешь деньги в медиа и таким образом привлекаешь аудиторию. Я верю в другую стратегию, по которой твой продукт и твой сервис и есть твой продавец. Ты должен сделать все от тебя зависящее, чтобы продукт был настолько сверхъестественным, настолько удобным и лояльным, чтобы хотелось с ним играться, работать с ним, пользоваться и т. д. Ну, мы, таким образом, приходим, как мне кажется, к принципу сарафанного радио. Да. Грубо говоря, у меня есть миллион долларов, и я могу сделать классику: всю Москву обклеить баннерами. То есть всю нет, но чуть-чуть (смеется). Ко мне придет некий трафик, что-то залипнет, что-то не очень. А можно миллион долларов весь вложить в продукт, в разработку, в его вкусность. Ноль на витрину. Но те люди, которые нападут на такой продукт, они с ним не расстанутся и начнут горизонтально его распространять. Мы верим в подобного рода маркетинг и почти не тратим денег на внешнее продвижение. Нам важнее доставить WOW нашему клиенту там, где он меньше всего этого ожидает. Например? Давайте об этом поговорим. У нас в GetTaxi много точек соприкосновения с клиентом. Во-первых, это само приложение, машина, которая к вам придет, отношение водителя, его рейтинг в проекте, который вы в реальном времени видите. Наконец, call-center, чтобы решать какие-то возникающие проблемы. Что касается WOW. Например, мы арендовали длинные мерседесы S-класса, и водитель в костюме подъезжает на таком мерседесе и вас забирает за те же деньги, что и за обычную поездку. То есть это такой сюрприз для лояльных клиентов. И люди рассказывают об этом своим друзьям и на работе. WOW - это когда ты получил сверх того, что ожидал. Это история номер один. А номер два? Номер два. Вы садитесь в такси, и мы хотим, чтобы все было для вас безумно комфортно, чтобы машина заменила вам личный транспорт. Когда вы заказываете такси, это занимает минуту, и вы уже понимаете, кто к вам едет; еще пятнадцать минут - машина приехала. Водитель спрашивает, включить ли кондиционер, какое радио вы слушаете и т. п. Зачем нужна своя машина с парковками, с кружением в поисках места, когда деловой человек может просто от встречи к встрече перемещаться? Таким образом, сам рынок такси становится другим. В Израиле и Лондоне это уже факт. Если вы хотите работать в такси, мы поставим вам бесплатный WiFi. В Москве это так? Теперь да. Вы садитесь в машину GetTaxi, и 99% машин оборудованы бесплатным WiFi, до 15 Мбит в секунду. Вы едете и можете работать, или кино смотреть. И это очередной WOW. Когда я веду свою машину, я не могу ни работать, ни звонить. И в этом наше видение, наша философия, наша миссия, если хотите. Делать такси настолько доступным, чтобы вы пользовались им чаще, чем своим личным транспортом. Надо сказать, что, готовясь к этому интервью, я посмотрел кое-какие материалы, которые уже появились о вас в сети. Правду говоря, не везде, конечно, о вашем сервисе были исключительно WOW-отзывы. По крайней мере, в Москве. Само собой. Мы операционная компания, и операционной компании глупо отрицать, что есть проблемы и будут проблемы. Вопрос, насколько быстро мы будем расти, и насколько успешно будем их решать. В Москве мы два месяца, и уже строим инфраструктурный сервис, который не могли здесь построить двадцать лет. И насколько вы выросли за это время? Если можно уже об этом говорить. Мы идем к своей цели - тысячу машин к концу июля. Хотя, в первую очередь дело не в машинах, а в пользователях, в их лояльности, сколько раз они заказывают. 90% из заказавших GetTaxi хотя бы раз, заказывают его второй и третий раз. Пишут об этом, в том числе и жалуются, но заказывают снова. Это за два месяца. Для того чтобы мне сказать вам реальный use, сколько лояльных клиентов пользуются, конечно, нужно большее время. Делаем ли мы все замечательно сейчас? Очень близко к этому. Есть ли провалы? Еще как! Я вам выдам секрет: если нам удастся занять серьезную часть рынка, то жалоб в абсолютной величине будет еще больше. Люди будут писать, и мы будем этим заниматься. Но что самое замечательное, я слежу за отзывами в Facebook, twitter и т. д., и проверяю статистику тех юзеров, которые больше всего негодуют. По идее, если ты чем-то недоволен, то ты этим не пользуешься. А они таки пользуются? Таки да. Тогда поздравляю вас. Мы нормально относимся к критике. Мы запускаемся в нескольких странах, везде есть свои какие-то проблемы, и мы с ними работаем. Хотя за рубежом, честно говоря, в целом… эээ… более дружелюбная атмосфера. Ну, вот, например, лично я настроен очень доброжелательно к вашему проекту, как и ко всем другим проектам там, стартапам, которые пытаются что-то изменить. Это самое естественное в бизнесе. Потому что, как иначе? Для чего мы еще здесь? Ну, полагаю, в том числе и для того, чтобы заработать деньги. Вы знаете, да. Но давайте называть вещи своими именами. Если вы будете создавать компанию исключительно ради прибыли, вряд ли у вас будет успех. Если вы только не работаете в бюджетной сфере (смеется). Сегодня мир поменялся. Раньше вы могли открыть, например, мастерскую по ремонту обуви в своем микрорайоне - вы лучшие или не лучшие - к вам ходят: это маленький рынок, и вы там продаетесь. Сегодня все иначе. Если ты что-то делаешь, то в мире есть еще пять, десять человек, которые просто фанатеют от любви к твоему делу, к тому же самому; а так как рынок глобальный, то покупают, в конце концов, лучшее. По крайней мере, это касается мобильных и интернет-бизнесов, они супер демократичны. В интернете демократия работает. Вы делаете это, я делаю это, и если вы делаете лучше, к вам пойдут люди, а меня они оставят в пять минут. Myspace умер за два года. Поэтому, возвращаясь к деньгам, успех может прийти только там, где вы искренне любите то, чем занимаетесь. Если вы приносите добро и хорошую карму людям, то деньги придут. Не наоборот. Есть люди , которые сидят и думают: какой следующий рынок нам порвать? Так оно не работает. Согласен. Не работает практически в любом деле. А что касается инвестиций в ваш проект, вы нацелены на инвесторов любого уровня, или только на таких «монстров», как Блаватник? Вы знаете, мы занимаемся инфраструктурным бизнесом. К сожалению, чтобы его запускать, требуются большие деньги. И самое главное, что сейчас такое время, что рано или поздно принцип GetTaxi будет использоваться во всех странах. Не важно, как это будет называться, под какой маркой выйдет, я это сделаю, или не я - в каждой стране будет свой gettaxi. Понятно, что чем быстрее мы будем распространяться, тем лучше. Потому что если я подожду годик: вот, сейчас мы раскрутимся и т. д., - это будет уже нерелевантно. Это было бы здорово, я бы так хотел, потому что поднимать бизнес на четыре страны довольно тяжело. Я делаю сейчас примерно по сто перелетов в год. Но если я этого делать не буду, то мы и останемся только в России или, например, в Израиле. И да, для бизнеса такого объема нужно серьезное финансирование. Давайте еще немного цифр. Что касается роста, у нас понятно, у нас все только начинается но, например, в Лондоне… Не совсем так. Мы здесь за два месяца сделали то, что в Лондоне за шесть. В Лондоне мы сегодня покрываем весь город. Там машина к вам приходит за пять минут максимум и оплата производится кредитной картой. Множество крупных компаний пользуется нами: юридические фирмы, аудиторы, Warner Music тот же. И сколько это примерно процентов лондонского рынка? Знаете, говорить в процентах не совсем правильно. Это большой рынок, и да, пока у нас на нем считанные проценты. Вопрос, какими темпами расти. Темпы у нас во всех странах примерно одинаковые. Есть плохие месяцы, когда мы растем примерно на 20%, и есть хорошие, когда мы растем на сто.
|
||
Евгений Чепурной, Sostav.ru |