Российские потребители оптимистичнее европейцев
Индекс потребительского доверия в России растет, а в мире - падает
|
Иллюстрация Fotolia |
Согласно исследованию индекса потребительского доверия, проведенного компанией Nielsen, на глобальном уровне респонденты пессимистично оценивают состояние личных финансов и перспектив трудоустройства. Экономика и гарантия занятости являются ключевыми источниками беспокойства в мире. Индекс потребительского доверия в мире снизился на три пункта, до 91 во втором квартале 2012, при этом в России он вырос до 87 пунктов.
По данным исследователей, 47% респондентов в мире расценивают свои перспективы трудоустройства как хорошие или отличные, что на три пункта больше, чем во втором квартале 2011 года. Более половины (53%) глобальных онлайн потребителей оценивают состояние собственных финансов как хорошее или отличное – показатель снизился на 2 процентных пункта по сравнению с 1-ым кварталом 2012 и вырос на 4 пункта по сравнению со 2-ым кварталом 2011 (49%).
Как и в прошлые годы, экономика и гарантия занятости остаются ключевыми вопросами, беспокоящими респондентов на глобальном уровне. 16% респондентов считают главной проблемой экономику, а 14% – гарантию занятости, 10% волнует баланс между работой и домом.
Количество глобальных потребителей, намеренных тратить свободные деньги сократилось по всем направлениям: 23% респондентов ответили, что планируют потратиться на новые технологии (на 5 п.п. ниже vs 1 кв), 28% - на развлечения вне дома (на 4 п.п. меньше, чем в 1 кв. 2012). Потребителей, собирающихся потратить деньги на отпуск и каникулы, стало на 3% меньше (33%), а готовых сберегать – 47% (50% в 1-м квартале 2012, 45% во 2-м квартале 2011).
Более двух третей глобальных респондентов (67%) утверждают, что изменили характер своих трат по сравнению с этим же периодом в прошлом году, чтобы сэкономить. 51% потребителей тратит меньше на новую одежду, 48% сократили свои расходы на развлечения вне дома и 47% потребителей экономят на газе и электричестве.
«Индекс потребительского доверия потерял позитивную динамику во втором квартале, под воздействием нарастающего кризиса в Еврозоне и замедлением темпов роста в Китае и Индии негативно повлияли на финансовые рынки и настроение потребителей во многих частях мира. И поскольку мировые рынки снова стали волатильными, потребители предпочитают ограничивать свои расходы и потребление», - говорит доктор Венкатеш Бала, ведущий экономист The Cambridge Group (подразделение Nielsen).
Российский потребитель: отдых перед новым бизнес-сезоном
Во втором квартале 2012 индекс потребительского доверия в России вырос на 3 пункта по сравнению с 1-м кварталом 2012 и на 5 пунктов по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
«В целом, россияне настроены оптимистичнее большинства европейских потребителей, что обусловлено улучшением оценки состояния собственных финансов и перспектив трудоустройства. Однако, продовольственная инфляция, высокие расходы на ЖКХ, заставляют российских потребителей сдерживать свои планы по расходованию свободных средств», - говорит Екатерина Эдельштейн, директор отдела по работе с клиентами Nielsen в России.
Количество респондентов, позитивно оценивающих свои перспективы трудоустройства, выросло с 34% до 38%, а состояние собственных финансов - с 40 до 43%. Треть потребителей в России считают, что сейчас подходящее время делать покупки, однако этот показатель снизился на 2 пункта по сравнению с прошлым кварталом.
В отличие от мировых тенденций дискреционные расходы растут: на новую одежду готовы тратить 49% респондентов в России (+3%), на развлечения вне дома - 34% (+3%), а на отпуск будут тратить свободные деньги 39% (+8%) россиян. 31% потребителей сберегает оставшиеся деньги (-3%).
«Опыт рецессии 2008 года не прошел даром для российских потребителей: мы стали больше задумываться о будущем, откладывая свободные средства. Но ни тревожные сообщения с финансовых рынков, ни сложная экономическая ситуация в странах еврозоны не смогут помешать россиянам насладиться летом и отпуском: не случайно самый большой рост расходов во втором квартале отмечен именно по этому показателю», - комментирует Екатерина Эдельштейн.
Здоровье (19%) и гарантия занятости (13%) неизменно остаются основными источниками беспокойства для россиян. Как и в мире, третьей по значимости проблемой является баланс между работой и домом (10%). Более половины опрошенных российских потребителей (59%) адаптируют свои расходы, чтобы сэкономить на хозяйственных тратах (на 2% больше, чем в прошлом квартале).