АБКР, наконец, высказалась по гостендерам
Ассоциация обнародовала открытое письмо, которое будет направлено в законодательные органы
Ассоциация Брендинговых Компания России (АБКР) сегодня обнародовала письмо с критикой условий проведения государственных тендеров. Напомним, что недовольство и недоумение общественности вызвали ряд проектов, осуществленных в текущем году и вызвавших массу критических замечаний со стороны профессионального сообщества. Одной из самых острых проблем можно назвать несовершенство системы проведения таких конкурсов. Ниже приведен дословный текст письма.
Итоги последних государственных конкурсов и проектов, а также общий принцип принятия решений в сферах, касающихся брендинга, рекламы, дизайна и творчества вообще, вызывают у профессионалов удивление крайне низким уровнем организации конкурсов, а порою их полной нецелесообразностью. Таких примеров много: начиная с проекта по разработке табличек с наименованием улиц и номеров домов в Москве, организованного Москомархитектуры, заканчивая конкурсом на концепцию и логотип туристического продвижения России по заказу Ростуризма. То, что мы видим, является примером неэффективной траты государственных денег и, возможно, ударом по репутации страны. Необходимость проводить конкурс в соответствии с 94 Федеральным законом, где ключевой характеристикой для выбора победителя является низкая цена, приводит к участию в конкурсах не самых профессиональных компаний. Эта проблема относится ко всем областям экономики России, но в творческих и брендинговых проектах приводит к вопиющим результатам. Именно поэтому Ассоциация Брендинговых Компаний России предлагает поддержать уже существующие инициативы по внесению изменений в 94 Федеральный закон, либо по его полной отмене для творческих конкурсов.
Еще одна проблема организации конкурсов состоит в том, что в большинстве случаев решения принимают чиновники, которые при всем желании не могут обладать компетенциями во всех областях и заменить экспертов. Мы, как всероссийская ассоциация профессионалов в области брендинга, предлагаем всестороннюю поддержку и содействие в создании экспертных советов с привлечением потенциала всего сообщества экспертов, независимых специалистов, имеющих опыт в реализации масштабных брендинговых проектов для организации конкурсов по реализации подобных проектов, финансируемых частично или полностью за счет государственного бюджета.
Мы также считаем необходимым проведение нового конкурса по разработке логотипа туристического продвижения России с широким освещением его в СМИ, созданием экспертной комиссии для выбора лучших работ и определения победителя. Мы с глубоким уважением относимся к работе наших коллег, уже создавших по заказу Ростуризма логотип туристического продвижения России, но считаем, что масштаб задач требует иного подхода в реализации проекта и вовлечения в него более широкого круга профессионалов.
|
Тем временем, многие дизайнеры, впечатлившись одной из недавних работ (речь идет о логотипе «Моя Россия», вызвавшем массу негодования) решили сами поразмыслить над тем, каким может быть логотип России, порой эти измышления не лишены сарказма и иронии. Редакция собрала несколько примеров таких работ.
Эркен Кагаров, Художественный руководитель ПЦРД:
- Сделал несколько эскизов логотипа страны. Они все построены по одному принципу - их, как и логотип для Москвы (я проводил недавно такую акцию), можно переворачивать вверх ногами. Потому что у нас все немного с ног на голову, и надо об этом честно сказать всему миру, чтобы знали, куда едут. Это честное позиционирование. Ну и к тому же Россия не всегда делает, что возможно, но иногда - невозможное. Мы запустили спутник, придумали таблицу Менделеева и черный квадрат, у нас есть удивительные музеи и потрясающая природа. И - разбитые дороги, чудовищная бюрократия. А слоган Impossible Impression это объясняет. Я написал бы Incredible, но такой был у Индии, что, думаю, не случайно:). А еще он символизирует двойственность, как и двуглавый орел. Вообще, я считаю, для логотипа страны (как и для всего остального, конечно) надо провести честный конкурс с авторитетным жюри. Сейчас же я хотел просто показать, что вариант «Артишока» - не все, на что способны русские дизайнеры. Хотя мне нравится то, что у меня получилось.
Дмитрий Маконнен, член союза графических дизайнеров Эстонии:
- Мне, как и многим, не понравилось, то, что нарисовал неизвестный дизайнер агентства "Артишок". Увидив вариации знака Эркена Медатовича, я тоже решил поучаствовать в этом своеобразном флешмобе. У меня не было цели сделать эту работу хорошо, для меня важно было найти интересные ходы и забавные решения. Но потом я решил выпустить пару футболок с этими знаками, и только с этой целью довел наброски до более или менее приличного вида.
Я решил собрать стериотипы связанные с Россией. Спутник, странные буквы, которые милы, но непонятны. Довольно известная, но все еще мистическая и забавная страна. Ну и та самая развернутая буква R, которая нравится многим иностранцам. Ну и смешной слоган, который интригует и немного пугает, чем интригует еще больше.
Думая о том, как бы обыграть проблему с двумя буквами S, как бы из них сделать лигатуру, я заметил что прописная латинская S напоминает купол церкви. Вспомнив о народной традиции все украшать до абсурда, добавил завитушек.
Ярослав Седышев, дизайнер, Казахстан:
- В качестве графической основы для нового бренда России использована самая известная работа самого известного русского художника Казимира Малевича — «Черный квадрат».
В данном контексте черный квадрат символизирует непрозрачность экономических и политических процессов в современной России, отсутствие свободы слова, нарушение прав человека, высокий уровень коррупции, крайнюю степень озлобленности населения и множество других внутренних и внешних проблем. Одним словом — мрак.
Как правило, основной задачей любого территориального брендинга является повышение туристической и инвестиционной привлекательности региона. Моя же работа представляет собой пример негативного брендинга, который напротив, призывает потенциальных инвесторов и туристов держаться от России как можно дальше, ради их собственной безопасности.