Пандемия стала драйвером позитивных изменений в сфере массовых коммуникаций. Коммерческие организации, столкнувшиеся с кризисом, или до сих пор балансируют на грани стагнации, или осознали острую потребность в услугах профессиональных маркетологов. К таким выводам в своем отчете пришла международная ассоциация независимых коммуникационных агентств Iprex, изучив и проанализировав данные из партнерских офисов по всему миру. Команда ассоциации поделилась результатами исследования.
Пандемия и вызванный ею экономический кризис в разной степени затронули отдельные секторы экономики и мировых рынков, однако выученные уроки позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, заявила президент Iprex Джули Экснер.
Джули Экснер, президент Iprex:
Результаты исследования Iprex говорят о том, что руководители маркетинговых и PR-служб должны в первую очередь разработать надежные коммуникационные стратегии с учетом многочисленных проблем, которые принесла пандемия.
Аскар Исаев, генеральный директор Altezza Communications, представитель Iprex в России:
Состояние неопределенности на рынке, вызванное пандемией, создает дополнительные фильтры в восприятии и передаче информации. В 2020 году компаниям пришлось существенно пересмотреть коммуникации с ключевыми аудиториями как внутри организации, так и за ее пределами.
В этом году, по мере выхода из кризиса, потребность бизнеса в настройке прозрачных и эффективных каналов коммуникации будет только расти, добавил Исаев.
Кейсуке Маэда, генеральный директор Asoviva, представитель Iprex в Японии:
PR-агентства сейчас востребованы больше, чем раньше. Согласно исследованию журнала Senden Kaigi, по количеству проведенных консультаций в сфере цифровых технологий PR-агентства опережают разве что компании, занимающиеся веб-продакшеном. В 2020 году 80% опрошенных нами представителей бизнеса были обеспокоены большим количеством фейковых новостей.
Сегодня организации как никогда раньше нуждаются в доверительных коммуникациях, помочь с которыми может именно PR-агентство, подытожил Маэда.
Хаотичный спад и восстановление экономики
Больше всего от последствий пандемии пострадал туризм и связанные с ним отрасли экономики. По мере открытия границ растет количество заграничных поездок, но в целом это происходит неравномерно, так как зависит не только от темпов распространения заболеваемости в отдельных странах, но и от внешних факторов. На скорость восстановления мировых рынков влияет смена власти в США и связанный с нею новый виток американо-китайских отношений, выход Великобритании из Евросоюза и другие важные для глобальной экономики события.
Джим Уолш, основатель и председатель Walsh: PR, представитель Iprex в Ирландии:
Многие организации, которые вынужденно простаивали в первые месяцы пандемии, в 2021 году будут стремиться сообщить своим клиентам о том, что они продолжают работать. Исходя из нашего опыта, бизнес и дальше будет инвестировать в коммуникации, так как видит ценность в том, чтобы оставаться рядом со своими клиентами в это трудное время.
Точно так же важно инвестировать в PR как один из наиболее гибких инструментов коммуникации, отметил Уолш.
Экспертиза PR-индустрии помогает решать глобальные проблемы
COVID-19 стал общемировой проблемой, но каждое государство, отдельные регионы и мегаполисы искали свои способы ее решения. Ради этого пришлось сплотиться и активно обмениваться оперативной информацией, что помогло им понять ценность глобальных коммуникаций.
В планах Iprex на ближайшее будущее — стимулировать появление новых форматов взаимодействия с независимыми коммуникационными агентствами, которые в кризисных и не только ситуациях смогут применить свой опыт и успешные кейсы для достижения общих целей.
Дэвид Кросдейл, управляющий директор Newell Public Relations, представитель Iprex в Китае:
Китай первым столкнулся с пандемией COVID-19 и, похоже, стал первой крупной экономикой, вышедшей из нее. В 2020 году экономика Китая оказалась одной из немногих среди тех, кто показал положительный рост в размере 2,3%.
Клиенты Newell Public Relations «из числа ведущих компаний» уже внедряют аналитику и искусственный интеллект в деятельность менеджеров по маркетингу, и можно предположить, что в 2021 году «наступит дивный новый мир», добавил Кросдейл.
Новые способы коммуникации для сплочения мирового сообщества
Общество постепенно теряет доверие к традиционным источникам информации и скептически относится к официальным новостям от государства и бизнеса. К этому привел не только всеобщий хаос и противоречивые сведения о пандемии, но и процесс поляризации сообществ, который начался задолго до нее. Партнеры Iprex отметили, что их клиенты — общественные, государственные и коммерческие организации — стали чаще обращаться за разработкой коммуникационных стратегий, которые помогают восстановить и укрепить доверие к официальным источникам информации.
В новых условиях стало сложнее выстраивать интегрированные коммуникации. Приходится задействовать для их доставки более близкие конечному потребителю каналы: соцсети, блоги, микроблоги, геосоциальные и другие сервисы.
Дэвид Маш, генеральный директор MT-Medien, представитель Iprex в Германии:
Пандемия коронавируса привела к появлению нового стандарта общения. Основной посыл — больше ничего нельзя планировать. Это создает неопределенность, но также повышает планку в массовых коммуникациях. В кризисных ситуациях мы обеспечиваем коммуникационную безопасность наших клиентов и даже в неспокойные времена используем решения и концепции, которые устраняют коммуникационные барьеры и помогают сосредоточиться на стратегическом подходе к коммуникациям. Сегодня мы ориентируемся на перспективу, основанную на развитии текущих тенденций.
Сегодня члены ассоциации Iprex прилагают много усилий, чтобы выстроить эффективную коммуникацию со своими партнерами, клиентами и инвесторами, а также выполнить достигнутые договоренности. Это требует больших ресурсов — не только материальных, но и организационно-управленческих.
Анн-Мари О’Салливан, основатель и СЕО AM O’Sullivan PR, представитель Iprex в Ирландии:
Уже в 2020 году была очевидна ценность стратегических коммуникаций. Независимо от того, в чем нуждались организации — информационном сопровождении проектов реструктуризации, управлении кризисными ситуациями или репутацией — индустрия PR оказала бизнесу необходимую поддержку.