24.10.2011

Российский рынок e-commerce достиг 315 миллиардов рублей

Покупатели все охотнее покупают товары и оплачивают услуги через интернет

Российский рынок e-commerce
Иллюстрация Fotolia
В 2011 году оборот российского рынка e-commerce составил 315 миллиардов рублей, из них 266 миллиардов пришлось на товары, 49 миллиардов - на услуги. За год оборот рынка товаров увеличился на 26%. В сентябре оборот рынка электронной коммерции составил 30,7 миллиарда рублей, говорится в исследовании ФОМ.

По данным исследования, вовлечены в интернет-торговлю 24% месячной интернет-аудитории, или примерно 13 миллионов человек. Интернет-покупателями являются 13% аудитории (около 7 миллионов человек). При этом выбирают и заказывают 9% покупателей, 7% только выбирают, 4% - выбирают, заказывают и оплачивают, 3% выбирают в интернете и заказывают по телефону, 76% не выбирают и заказывают.

По данным за март и сентябрь 2011 года, основной рост вовлеченных наблюдается в небольших населенных пунктах. Например, в городах с населением от 250 до 500 тысяч человек вовлеченных в интернет-торговлю стало больше на 5%, с населением от 50 до 100 тысяч человек - на 2%, с населением менее 50 тысяч - на 4%, в поселках городского типа - на 3%. При этом в городах-миллионниках их доля сократилась на 5%, в городах с населением от 100 до 250 тысяч - на 3%.

Самыми популярными товарами и услугами являются одежда (выбирают 25% интернет-покупателей), пополнение счета на мобильном телефоне (18%), бытовая техника и электроника (15%). Реже всего заказывают мебель и предметы интерьера, спортивные товары и продукты питания. Бытовая техника и одежда/обувь сравнялись по доле рынка - 16%. На технику в целом приходится 29% оборота.

Специалисты отмечают рост числа покупаемых товарных категорий и среднего чека. Преобладают чеки с одной категорией - 70 и 66%, на сумму до 3 тысяч рублей - 49 и 47%. При этом выросла доля чеков на сумму более 10 тысяч рублей - с 19 до 26%.

Наличными предпочитают оплачивать товары, с помощью банковских карт в интернете - услуги. Также используются терминалы, банкоматы, интернет-деньги, SMS-сообщения.

Большинство покупателей предпочитает постоплату, которую производят наличными и с помощью пластиковой банковской карты при получении товара/услуги.

Для предоплаты используют SMS-сообщения, квитанции в банке, пластиковую банковскую карту в интернете, виртуальную банковскую карту в интернете, интернет-деньги (Webmoney, "Яндекс-деньги" и другие), терминалы оплаты (Qiwi, "Элекснет" и т.п.).

Наибольшей популярностью пользуются сайты Ozon.ru - его выбирают 13% интернет-покупателей, Avito.ru (8%), "Из рук в руки" (6%), Otto (5%), "Утконос" (5%).

В домашней обстановке совершают покупки 88% покупателей, на работе - 14%, через мобильные гаджеты - 10%.

Скачать исследование (ppt)

Ирина Милош, Sostav.ru