(размещаю здесь интервью о странабренд.ру, совместном проекте с ВШЭ и Н. Коро)
Арсен, скажите, вы являетесь теоретиком культурной самоидентичности России, но действительно ли на этот процесс можно повлиять?
Культурная идентичность - это результат анализа общественного сознания на предмет понимания своей специфики, индивидуальности и выделение себя из своего окружения. И, конечно же, этим процессом можно управлять. И не только можно, но и нужно. Я убежденный сторонник идей Эрика Берна, и уверен, в том, что ложная самоидентичность может в крайней степени негативно сказаться на всей жизни субъекта. В масштабах страны риски вырастают, неверные шаги могут привести к очень печальным последствиям. Россия это страна, где вопрос самоидентичности стоит крайне остро и требует скорейшего вмешательства.
Неужели культурная самоидентичность это настолько насущный вопрос, все -таки есть проблемы важнее, экономика допустим?
Мы живем с вами в очень интересное время в период глобализации. Основным двигателем этого процесса является информатизация общества. Теперь информация не имеет географических границ. И мировые культуры столкнулись с сильнейшей конкуренцией за все время существования цивилизаций.
Идет настоящая война культур в сознании человека. Я говорю «война», потому что этот процесс направлен и также управляем, государства реально используют экспансию собственных культур как инструмент политического воздействия для реализации своих конкретных целей. Если хотите, это можно назвать «информационной бомбой», она страшнее ядерной и биологической, потому что воздействует на самое ценное, что есть у человека - на сознание и превращает его в культурологического раба.
И что это значит, нам надо отвергать все инокультутное, повесить железный занавес?
Ни в коем случае, регионализм, так же страшен, как и глобализм. Мы не должны запираться, уединённость приводит к деградации культуры, мы должны использовать объективный процесс глобализации для обогащения своей культуры, при этом сохраняя собственные ценности.
А для этого нужно понимать, что они из себя представляют, то есть самоидентифицировать культуру.
Но как же в этом поможет помочь брендинг?
Это очень хороший вопрос, я знаю множество рекламщиков и пиарщиков, которые считают, что брендинг наука исключительно рекламная и отношения не имеет к таким тонким материям как культура. Они считают, что невозможно брендинговыми инструментами помочь такому сложному механизму как национальное самосознание, что это вопрос исключительно политический.
А это не так?
Брендинг страны - это не разработка красочного логотипа, и не проект по созданию привлекательного инвестиционного облика. Брендинг, включает в себя все вышеперечисленное и еще многое другое и определяется как процесс формирования во внешней и внутренней геополитической среде устойчивых ассоциаций с ценностями, которые в себе несет физическое тело бренда – люди там проживающие.
Брендинг региона не может строиться в отрыве от людей его населяющих. Так же как, скажем, бренд мебели не может быть построен в отрыве от дизайна мебели.
Как и в любом процессе брендинга, в региональном главное – это ценности, которые бренд транслирует аудитории. В случае брендинга региона - это ценности культуры.
Четкое понимание самих ценностей и есть основа национальной идентичности. Это и есть материал для построения полноценных имиджевых коммуникаций. Таким образом круг замыкатся, без культурной идентичности мы не сможем построить бренд страны, бренд страны поможет нам закрепить результат идентификации.
Расскажите, как родилась идея сайта www.stranabrand.ru.
Идея давно витала в воздухе.
В последнее время граждане стали особенно внимательно следить за имиджем своей малой родины. Тема брендинга территорий активно набирает обороты.
Люди обсуждают ее в сети, на форумах.
Нам же захотелось предоставить им возможность не просто высказывать, но и самим влиять на процесс брендинга, ведь новый бренд их малой родины касается напрямую.
и поэтому мы разработали площадку, где жители могли бы выбирать самостоятельно с чем бы они хотели чтобы ассоциировалось их родной край..
Сайт для культурной идентичности?
Безусловно, когда я пришел с этой идеей Никалосу Коро, мы долго спорили, с чего необходимо начать проект.
Мы понимали, что выйти в Рунет и заголосить, о том, что на этом сайте формируется национальная идентичность россиян, значит выставить себя на посмешище. Ведь сайт не в состоянии решить таких амбициозных задач. Мы понимаем, что делаем маленький шаг к решению большой проблемы. Поэтому было определено, что задачей сайта станет, простая и понятная функция – определение простейших идентификаторов своей малой Родины.
Идентификаторы – это признаки, по которым следует отличать один объект от другого. Так повелось, что для территорий это стало: животное, птица, растение, продукт питания и продукт производства.
Они лежат на поверхности, многие их знают и сталкиваются с ними каждый день. Поэтому выявить их будет гораздо легче.
Конечно же, проект на этом не останавливается, в дальнейшем планируется расширить его и идентифицировать регион по историческим фактам, искусству, культуре. Таким образом, планируется собрать мозаичный портрет регионов, закодированный и в символах и образах.