Риски для СМИ.
1. Как предупреждал в первом обзоре, один из самых недооцененных рисков для СМИ — это вероятность обвинения в экстремизме. Внимание на этот вопрос должно быть сфокусировано еще и потому, что глава МВД Рашид Нургалиев пообещал открыть по всей стране специализированные центры для выявления экстремизма в печатных и электронных СМИ, печатной продукции и аудио- видеороликах.
Иногда беда может грянуть там, откуда не ждешь. За обозреваемый период в пикантной ситуации оказалась газета из соседнего региона — «Час Пик» из Верхней Пышмы. Управление Роскомнадзора по Свердловской области вынесло предупреждение, поводом для него послужила статья, которая касалась образа жизни и быта цыган. Справедливости ради, следует отметить, что не все в этой истории однозначно и гладко. Так, номер с редакционной статьей, подробно описывающей, как появился на свет этот материал, я видел, читал, привез из столицы. Знаю, что сейчас «Час Пик» направил обращения в Роскомнадзор, в генеральную прокуратуру, Общественную палату РФ и Союз журналистов России. Посмотрим, к какому финалу придет эта история. В Калужской области же (этот случай был описан в первом обзоре) главред газеты «Казачий взгляд» за экстремистские публикации получил один год колонии. В числе пострадавших - электронное издание «Новый регион», которое получило предупреждение за распространение в Интернете видеообращения Доку Умарова под заголовком «Умаров велел боевикам не взрывать гражданское население России и сосредоточить удары по силовикам и властной верхушке страны». Всего в 2011 году, по данным Роскомнадзора, редакциям было вынесено 25 предупреждений за осуществление экстремистской деятельности.
2. Очередные пострадавшие за непредоставление обязательного экземпляра. В Мурманской области три издания нарушили требования ст. 7 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», аналогичный случай — с газетой из Тверской области. Управление Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея) выявило нарушение требования ст. 13 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» редакцией электронного периодического издания на компактном диске CD «2ГИС. Краснодар» не предоставлены обязательные экземпляры в ФГУП НТЦ «Информрегистр».
3. Кроме того, в тверском случае выявлено нарушение ст. 27 ФЗ «О средствах массовой информации», касающейся порядка объявления выходных данных. За аналогичное нарушение привлечены к административной ответственности главред журнала «Минбар» в Татарстане (в выходных данных журнала не указаны адрес издателя и типографии, дата выхода в свет, тираж, индекс, цена) и газета «Край света» из Мурманска.
4. В Рязанской области ФАС добралась до строчных объявлений в газете «Вечерняя Рязань», в которых нарушены требования ст. 16 ФЗ «О рекламе». Во всех объявлениях ненадлежащим образом сообщалась информация о процентных ставках и беспроцентной рассрочке. ФАС выдал предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
5. ФАС уличила журнал «Esquire» в незаконной рекламе алкогольной продукции. Эта реклама размещалась в журнале без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и пометки «реклама» / «на правах рекламы». Кроме того, реклама сопровождалась перечислением положительных потребительских свойств и качеств водки. Компании выдано предписание об устранении нарушений.
6. Московское управление ФАС России возбудило дело по многочисленным нарушениям законодательства о рекламе в журнале «Домашний очаг», где распространялась реклама в нарушение ст. 16 ФЗ «О рекламе» — без пометки «реклама» или «на правах рекламы».
Всего с начала года за нарушение закона «О средствах массовой информации» Роскомнадзор вынес уже 10 предупреждений. Среди них — за распространение сведений о способах, методах изготовления и использования наркотических средств; за разглашение сведений, прямо указывающих на личность несовершеннолетнего без согласия его самого и его законного представителя; за разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Представителей Челябинской области в этом перечне нет.Есть и перспективный риск. ФАС считает, что ответственность за недобросовестную рекламу биологически активных добавок должны нести не только рекламодатели, но и СМИ, и готовит соответствующие поправки в закон «О рекламе». Ожидается, что распространители будут наказываться «одинаково с рекламодателями в соответствии с законодательством об административных правонарушениях». Сейчас антимонопольная служба штрафует только рекламодателей. Пока не ясно, в какие сроки закон этот будет принят. И будет ли. Но изучив следующий раздел, вы можете убедиться, что проблема БАДов является для антимонопольной службы едва ли не ключевой. В чем вы можете убедиться сами дальше…
Риски для рекламистов.
1. Да, ФАС продолжает «злобствовать» в отношении рекламы производителей БАДов. Так, за последний период за рекламу в «Российской газете» оштрафованы за одинаковые нарушения «Завод экологической техники и экопитания ДИОД» и ООО «Астра», в «Аргументах и фактах» — ООО «Центр жизнь» (во всех реклама создавала впечатление о том, что он является лекарственным средством и обладает лечебными свойствами, что нарушает п.1 ч.1 ст. 25 ФЗ «О рекламе»). «Завод экологической техники и экопитания ДИОД» в обозреваемом периоде попался еще на одном нарушении — использовании образа медработников в рекламе. Такая реклама противоречит требованиям п. 4 ч. 5 ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О рекламе».
В Москве ФАС возбудила дело, обнаружив в журнале «Антенна» незаконную рекламу лекарства «Назаваль Плюс». В ней утверждалось, что оно абсолютно безопасно. ФАС увидел в таком утверждении нарушения законодательства о рекламе (п. 8 ч. 1 ст. 24, п. 10 ч. 1 ст. 24 ФЗ «О рекламе»), которым устанавливается, что реклама лекарственных средств не должна гарантировать безопасность объекта рекламирования, его положительное действие и отсутствие побочных эффектов.
2. В Чувашии не удался рекламный трюк сети бензоколонок, решившей поиграться буквами и цветом со словом «Заведись». Местная ФАС отреагировала оперативно на обыгрыш матерного слова и запретил рекламу.
3. Еще одна компания может пострадать за массированную sms-рассылку. Мебельная фабрика «Шатура» в мае может быть признана нарушившей ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе» (распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы).
4. Тенденция времени — ФАС все активнее анализирует рекламу в сети Интернет. Так, за обозреваемый период ФАС признала интернет-рекламу компании по продаже автошин со скидкой обманывающей покупателей (нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). А в Нижнем Новгороде комиссия ФАС России признала нарушением закона рекламу антивируса местным отделением ОАО «Ростелеком» (ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе»). А все из-за того, что абонент при входе в интернет через провайдера в первую очередь попадал не на выбранный им сайт, а на страницу с рекламой антивируса. Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Ирина Василенкова отметила, что это первый случай, когда ведомство рассмотрело навязывание рекламы в интернете и вынесло решение о наказании за это.
5. В Татарстане признана ненадлежащей реклама одного из комбинатов молочных продуктов. Во исполнение ч. 2 ст. 25 ФЗ «О рекламе», реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
6. Не буду подробно останавливаться на теме «МММ-2011», поднимавшейся в прошлом обзоре. Отмечу, что борьба с «финансовой пирамидой» приняла не только всероссийский масштаб, но и вышла за ее пределы. Наиболее радикально поступили в Беларуси, где местный КГБ прекратил деятельность «МММ» на территории республики, арестовав организаторов и заморозив их счета. А на моем подъезде сегодня реклама пирамиды вновь красовалась как ни в чем не бывало.
7. Один из дилеров французского производителя автомобилей был оштрафован за распространение недостоверной рекламы. Указание в рекламных роликах лишь отдельного условия автокредита не позволяло, по мнению ФАС, потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения об этой услуге (нарушение требований ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе». Наложение штрафа было оспорено в судебном порядке, однако арбитраж поддержал антимонопольную службу.
8. В Москве признана ненадлежащей реклама автомобильной компании, которая в нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержала не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. В частности, речь идет о том, что данная компания не являлась официальным дилером одной иностранной автомобильной марки. Штраф составил 110 тысяч рублей.
9. В Татарстане и Москве зафиксированы очередной случай размещения рекламе на столбе с дорожными знаками (нарушение ч. 3 ст. 19 ФЗ «О рекламе»). В Татарстане возбуждено дело, в Москве суд встал на сторону антимонопольного органа. В Челябинске ГИБДД воспротивилось установке рекламной конструкции одного из ресторанов, которая была выполнена в стилистике дорожного знака и содержало изображение коровы.
10. Арбитражный суд Красноярского края признал обоснованным решение красноярского УФАС о признании непристойной рекламы эротического клуба «Amsterdam» (писал об этом случае в прошлом обзоре).
Всего же Федеральная антимонопольная служба в 2011 году оштрафовала компании за нарушение закона о рекламе на общую сумму 165,5 миллиона рублей.
О других рисках — потенциальных. В Москве власти борются с нелегальной расклейкой объявлений на остановках общественного транспорта. Способ борьбы избран предсказуемый — установка телефонов нелегалов на автодозвон.Кроме того, летом и осенью 2012 года будут внесены изменения в рекламное законодательство. Все очень подробно и с комментариями описано на сайте Advertology.ru. Не вижу смысла повторять, вижу смысл для участников рынка изучить эту статью очень внимательно.
Использовались материалы ura.ru, lenta.ru, sostav.ru, advertology.ru, adindex.ru, pravo.ru, «Маркер», «ЖурДом», «КоммерсантЪ», официальных сайтов Роскомнадзора и Федеральной антимонопольной службы России.