Сегодня у нас пример из разряда того, что вешают в разделе «приколы». Но на самом деле – это образец грамотного предпринимательского решения. И сейчас я объясню почему.
Итак, вначале объект. В маленьком подмосковном посёлке возле проходящего через него шоссе стоит магазинчик, торгующий мясопродукцией. Вот так выглядит его задняя стенка, обращённая к трассе:
Ну и чего в этом хорошего? Казалось бы, очередной пример самопального «креатива» – тут вам и неуклюжее граффити прямо по вагонке, и диковатый «свежак». На что тут смотреть? И чем это лучше «
салона красоты», являющего собой эталон идиотизма в самодельной рекламе?
Докладываю.
Во-первых, владелец точки озаботился привлечением дополнительных клиентов. Понятно, что основной контингент этой точки – жители посёлка, и им вообще пофиг, чего там на заду павильона намалёвано. А такая надпись позволяет зацепить внимание водителей, проезжающих по дороге. Трасса небольшая, основной трафик – жители соседних посёлков. Есть совершенно реальные шансы на то, что они притормозят и полюбопытствуют.
Так вот, само то, что эта надпись появилась, показывает, что владелец бизнеса – человек неравнодушный и ищущий. Использующий любую возможность для улучшения своего бизнеса. Как ни странно, бОльшая часть предпринимателей такими качествами
не обладает.
Второй момент. Обратим внимание на текст. Подавляющее большинство магазиновладельцев ничего бы не написало на задней стороне павильона. Те, кто решился бы на это, написали бы там «Мясо». Ну, или «Свежее мясо», в лучшем случае (а ведь могут и «Мясопродукция» начертать!).
Но кого такая надпись заставит остановить машину? Что в ней интересного и обращающего внимание? Текст должен быть другим – цепляющим внимание, откликающийся на совершенно конкретную потребность. Поэтому не безликое «Мясо», а всеми горячо любимая «Свинина». И сразу же – суперцена на неё.
Вот это совсем другое дело! Если в вашем дому из свинины готовят разные вкусные штуки, вы сразу про них вспомните. И поймёте, что сегодня они доступны вам за нереально маленькие деньги. И вот это может стать очень веским поводом заглянуть внутрь, и поглядеть, что почём. Кстати, хотя про другие виды мяса тут не написано, то, что они там тоже продаются – понятно. Ведь мы все знаем, что не бывает «магазинов свинины». Поэтому, даже если нам не нужна конкретно свинина, текст всё-равно читается как «свежее мясо по низким ценам». Только более доходчиво, потому что на конкретном примере.
Теперь давайте поглядим на самый спорный элемент текста. На «свежак». Хорошо это или плохо? Звучит коряво. На вывесках так не пишут. В супермаркете на ценнике такого вы не увидите. Зато так говорят, когда хотят подчеркнуть исключительные качества продукта. Разговорная форма слова «очеловечивает» вывеску, делает её персональным обращением. Возникает образ писавшего – не шибко грамотного, но живого человека. Это тоже цепляет внимание, а дальше уже в зависимости от образованности и эстетических убеждений – кто-то сочтёт такую форму само-собой разумеющейся, кто-то поморщится, но решит, что качество мяса и грамотность – вещи не связанные. Кто-то, может быть, и отвратится – но вряд ли многие, подобные пометки на ценниках давно уже освоили рыночные торговцы, так что житель посёлка ничего необычного тут не увидит.
Ещё отметим, что слово характерно скорее для мужского лексикона, а подавляющее большинство водителей пока что именно мужчины.
Так что даже и «свежак» хорошо ложится в общий вектор работы этой рекламы.
Ну и третьим пунктом рассмотрим способ реализации.
Да, реализация вроде как подгуляла. Можно было бы сделать задник из винилового баннера с напечатанным текстом. Он был бы ярче, там можно было бы нарисовать сочный кусок мяса. Правда, «свежак» на виниле не смотрелся бы, но это допустимая потеря. Однако, это было бы существенно дороже. Этот «информационный стенд» обошёлся, скорее всего, по цене двух банок с краской. Винил встал бы тысяч в пять.
А теперь задумаемся – есть ли шансы на то, что разница в цене отобьётся в обозримом будущем? Что полноцветная печать будет заманивать эффективнее? Нет. Трафик создают, в основном, жители района, т.е. многие из них будут проезжать это место неоднократно. Что одна вывеска, что другая, будут ими постепенно замечены. А значит, заметной выгоды более дорогая вывеска не даст. И получается, что «граффити-стайл» экономически оправдан.
Ну, и что из этого всего выходит в итоге? Что перед нами вовсе не прикол, а адекватное месту, целевой аудитории и экономическим реалиям рекламное решение. То есть, что это – хорошо.
Во как.
Андрей Коновалов,
Центр Маркетингового Аудита