Бу Андерссон. Фото РИА Новости
Финансовые результаты «АвтоВАЗа» и кадровая политика президента Бу Андерссона разочаровали акционеров. Теперь они хотят поменять руководство и систему управления компанией. Согласно предварительно согласованной схеме, на предприятии появится новая должность для взаимодействия с госорганами и контроля над социальными вопросами. Кандидатуру нового президента «АвтоВАЗа» предложит альянс Renault-Nissan, а человека на новый пост — «Ростех», пишут «Ведомости».
Группа «АвтоВАЗ» завершила 2015 год с операционным убытком в 66,8 млрд рублей. Ее объем продаж снизился на 30,5% при общем падении авторынка России на 36%. Тогда альянс Renault-Nissan заявлял, что не откажется от сотрудничества с автоконцерном. «Финансовые результаты «АвтоВАЗа» — это ситуация, с которой сталкиваются все автопроизводители. Удар по «АвтоВАЗу» пришелся сильнее, потому что он сильнее зависит от российского авторынка», — говорил глава альянса Карлос Гон.
В связи с тяжелым положением «АвтоВАЗа» его акционеры договорились об оказании производителю финансовой помощи. Совладельцы планируют провести докапитализацию: альянс внесет деньги, а госкорпорация конвертирует часть долга «АвтоВАЗа». По информации издания, недовольство «Ростеха» также связано с сокращением рабочих — людей увольняли с выплатой нескольких зарплат, но не помогали с дальнейшим трудоустройством.
В конце января Андерссон объявил, что с 15 февраля «АвтоВАЗ» снизит зарплаты сотрудникам на 20% и перейдет на четырехдневный график работы. Около 3 тысяч сотрудников были переведены на социальные работы, сообщал президент группы. Почти сразу появились слухи об отставке топ-менеджера. Возможной датой ухода называли май — начало лета 2016 года. Гон призывал не связывать успешность работы Андерссона с финансовыми показателями, отмечая, что руководство «АвтоВАЗа» будет на своем месте, пока совет директоров и акционеры не передумают.
Напомним, что Андерссон приступил к исполнению обязанностей в начале 2014 года, его трехлетний контракт истекает в конце 2016-го. Назначение иностранца значительно усложнило взаимодействие с органами власти, особенно с федеральным правительством, говорят источники. Помимо языкового барьера возникало много трудностей технического характера, в частности, связанных с вопросами государственной тайны: для совещаний с Андерссоном требуются дополнительные согласования и специальные помещения.