Фото Сергея Мамонтова, РИА Новости
Депутаты Госдумы Станислав Говорухин, Мария Кожевникова и Елена Драпеко подготовили поправки к закону «О рекламе». Законопроект уже зарегистрирован и направлен председателю нижней палаты. Его авторы предлагают изменить требования к рекламе в детских передачах.
В пояснительной записке говорится, что российское ТВ испытывает дефицит детских фильмов, передач и мультипликации. Основные проекты – «Умники и умницы», «АБВГДейка» – существуют благодаря господдержке. Для охвата аудитории детскими передачами 1–2 специализированных каналов вроде «Карусели» недостаточно, считают депутаты.
Программная политика «гигантов эфира» ориентирована на востребованность телевизионного продукта. В 2012 году мультфильмы и сериалы, ориентированные на аудиторию всех возрастов, занимали 9% в жанровой структуре вещания эфирных каналов (данные Роспечати). Кроме того, авторы законопроекта констатируют отсутствие детского кино в России, так как подобные фильмы практически не выходят в прокат. Иностранные мультики зачастую примитивны и навязывают «культ силы, зла», на их фоне необходимы социально значимые, патриотические фильмы.
Стимулировать рынок предлагается за счет активного распространения детских проектов и заказов от телеканалов. Детская продукция должна стать выгодна для телеканалов, особенно федеральных. В настоящее время телевидение не заинтересовано в отечественной анимации из-за высоких закупочных цен и запрета на рекламу в детских передачах, говорится в документе.
Из-за ограничений телеканалы не имеют экономического стимула показывать современные популярные программы, рассчитанные на детей. В связи с этим депутаты в предлагают ввести очень дифференцированную возможность прерывания рекламой детских и образовательных передач, что привлечет средства рекламодателей. Соответственно, на ТВ станет больше современного детского контента.
Сейчас в детских и образовательных телепередачах продолжительностью не менее 15 минут можно размещать рекламу в начале передачи и перед ее окончанием, блок не должен превышать 1 минуту. Для двадцатиминутной передачи допускается 1,5 минуты рекламы. Для сорокаминутной разрешено не более 2,5 минут, в программах более часа можно размещать трехминутные блоки в начале и перед окончанием. Ответом на ограничения стало сужение баинговой аудитории каналов.
Авторы законопроекта берут за основу следующие диапазоны: менее 13 минут, от 13 до 26 минут, от 26 до 52 минут, от 52 до 90 минут и более 90 минут.
В детских и образовательных телепередачах короче 12 минут допускаются минутные рекламные блоки в начале и перед окончанием телепередачи. В передачах продолжительностью более 12 минут предлагается разрешить 1,5-минутные блоки перед ее началом и окончанием, а также однократное прерывание передачи на 1 минуту. В передачах от 25 мин допускается 2,5 минуты рекламы в начале и перед окончанием, а также двукратное прерывание на 2,5 минуты.
В передачах, продолжительность которых составляет не менее 50 минут, допускается 3-минутный блок рекламы в начале и перед окончанием, а также двукратное прерывание общей продолжительностью 3 минуты. Если продолжительность передачи составляет более 85 минут, допускается распространение рекламы в начале и перед окончанием по 3 минуты и трёхкратное прерывание общей продолжительностью 4,5 минуты.
Законопроект ограничивает круг товаров и услуг, которые можно рекламировать в детских и образовательных передачах. Предлагается запретить лекарственные средства, медтехнику, нижнее белье и средства гигиены для взрослых, БАДы, лотереи. Запрещается реклама методом «бегущей строки» или иным способом наложения на кадр, за исключением анонсов образовательных и детских телепередач.