Падение рекламных доходов заставляет прессу снова и снова искать выход из сложной ситуации. Сокращение расходов и реструктуризация стали стандартными ответами на вызовы медиарынка. Печатные СМИ не первый год находятся на грани выживания, и последние прогнозы подтверждают худшие опасения: изменений к лучшему ждать не приходится.
Потери принта в 2016 году оценило GroupM, баинговое подразделение WPP. Ожидается, что в 2016 году рекламные доходы прессы снизятся на 8,7%, до 52,6 млрд долларов. Это худший результат после кризисного 2009 года, когда затраты рекламодателей на бумагу упали сразу на 13,7%, пишет Wall Street Journal.
Падение продаж коснулось каждого крупного издателя. Владельцы газет пытаются компенсировать потери за счет digital, «играют» с форматами и контентом. News Corp Руперта Мердока, которая выпускает The New York Times и Wall Street Journal, скорее всего, продолжит сокращать штат. Недавно увольнения прошли в Guardian и Daily Mail.
Фото depositphotos
Оптимизация не обошла стороной и WSJ. В среду сотрудники газеты получили письмо от главного редактора Джерарда Бейкера, который пишет о стремительно меняющихся рыночных условиях и вызовах, с которыми сталкивается их бизнес. Издание планирует провести модернизацию бумажной версии, объединить некоторые подразделения и сократить издержки, чтобы добиться устойчивого развития и ускорить цифровую трансформацию новостной службы.
В свою очередь, New York Times разрабатывает стратегию по значительному повышению digital выручки к 2020 году. Она включает «переброску» ресурсов в цифровые проекты и обновление разделов. В августе появились слухи о закрытии журнала Sunday, но в компании опровергли эту информацию.
Маркетологи теряют интерес к принту по разным причинам. Это и снижение тиражей, и старение аудитории, и желание больше инвестировать в digital. Медиапланирование все больше опирается на большие объемы данных и аналитику, чем не могут похвастаться печатные СМИ. Рекламодатели возлагают большие надежды на онлайн-видеорекламу, а маркетологи из ритейла, финансовых компаний и телекома все меньше тратятся на продвижение в прессе.
Пресса добилась определенных успехов, но ей все равно трудно бороться на поле, где доминируют Facebook и Google. Кроме того, издателям не мешало бы научиться зарабатывать на мобильных продуктах. Снижение рекламных доходов наблюдается не только у газет — согласно прогнозу GroupM, журналы в текущем году потеряют 2,9% бюджетов. При этом глобальный рынок рекламы должен вырасти на 4%, сегмент digital — на 14%.
В России печатные издания чувствуют себя не лучше. По итогам первого полугодия 2016 года пресса потеряла 13% по сравнению с прошлым годом. Согласно последним данным АКАР, на рекламу в прессе рекламодатели потратили чуть более 9,7 млрд рублей. Больше всех упали рекламные издания -23% (2,1 млрд. руб), газеты потеряли 12% (2,9 млрд. рублей) и журнала -10% (5,1 млрд рублей).