Согласно данным Минпромторга, по итогам 2022 года снижение реальных доходов населения составило не более 2,2%, в то время как инфляция достигла 12%. Торговые сети и ФАС отчитались о росте цен на продовольственные и потребительские товары на 15−30%, к тому же многие опросы перед праздниками показали, что люди планируют экономить на подарках. В связи с этим эксперты предполагали снижение потребительской активности в декабре по сравнению с предыдущим годом. Однако ожидания в ряде случаев не оправдались. Об этом сообщается в исследовании Kokoc Group , поступившем в Sostav.
Наиболее дорогими покупками стали ювелирные украшения — средний чек вырос почти на 20% до 22,7 тыс. руб. Цена на технику, напротив, упала почти на 7% до 20 тыс. руб. Последнюю строчку по сумме трат заняла обувь и одежда — в среднем на этот сегмент тратили 9,5 тыс. руб., но по сравнению с прошлым годом чек вырос на 26%.
Самой популярной категорией товаров перед Новым годом оказались книги. Этот сегмент показал прирост почти на 20% относительно прошлого года. На втором месте по количеству транзакций оказались гаджеты и бытовая техника, а на третьем — гипермаркеты, то есть товары народного потребления, а как следствие, практичные подарки. У гипермаркетов снижение составило почти 42% — это единственная категория, которая показала настолько резко негативную динамику по отношению к прошлому году. Спрос на гаджеты и технику вырос больше всех — на 60%. Также сильно поднялся спрос на мебель — 40%, но в общем объёме трат сегмент занял только пятое место.
В Kokoc Group отметили и изменения в привычках потребления. В связи с проблемами в логистике и оплате стало сложнее получать доставку товаров из-за рубежа, поэтому россияне стали более пунктуальны: учитывали тайминги доставки и готовились к праздникам заранее. Если раньше пик покупок приходился на 30 декабря, то сейчас он сместился на 16 декабря.
По географии спроса самыми расточительными в праздничный сочельник оказались жители Москвы — 27,65% в общем объёме транзакций, Санкт-Петербурга — 6,75%, Нижнего Новгорода — 5,73%, Екатеринбурга — 3,15% и Новосибирска — 2,55%.
Александр Шокуров, главный исполнительный директор Kokoc Group:
Очевидно, что в 2023 году продавцам стоит заранее готовиться к традиционным пикам покупательской активности: сезонной или праздничной. Согласно нашим данным, по итогу года самыми эффективными каналами генерации продаж стали маркетплейсы, контекстная реклама, таргетированная реклама, медийная реклама, CPA-сети и CRM-маркетинг. На эти же инструменты стоит обратить внимание и в новом году.