Серьезные проблемы в экономике Китая ударили по потреблению продукции luxury-сегмента в этой стране. Это привело к стремительному сокращению присутствия дорогих марок на рынке КНР, на который они делали серьезную ставку и за счет которого демонстрировали рост доходов в последние годы.
Юго-восточная Азия на сегодняшний день является самым крупным рынком потребления продукции люксового сегмента: объем продаж многих брендов существенно выше, чем во всех других странах, включая Европу и США. К примеру, половина всех швейцарских часов экспортируются именно сюда, принося часовым брендам более 4 млрд. в год. По словам представителей французского холдинга LVMH, мирового лидера по числу luxury-брендов, порядка 40% всего объема продаж приходится на азиатский регион. А в случае Gucci в Азии продается 45% всех производимых по этим брендом товаров.
Китай как самое многонаселенное государство мира тут выделяется: именно в Поднебесной находят своих клиентов самые дорогие автомобили, яхты и часы. Так, согласно отчету консалтинговой компании Consultancy Bain & Co, доля Китая на рынке одежды люкс-класса составляет 50% и ежегодно растет на 14%. Рынок одежды класса люкс для женщин увеличивается каждый год на 8-10%. Жители Поднебесной, в частности, обеспечивают четверть всех продаж британского производителя класса люкс Burberry.
Рост стремительного потребления luxury-продукции в Китае за последние десять лет связан, безусловно, с грамотно выстроенной экономической системой развития страны. ВВП в Китае в 2001—2010 гг. увеличивался на 10,5%, а в 2011—2013 гг. не опускался ниже 8,2%, в 2014 вырос на 7,4%, что позволило быстрыми темпами сформировать средний класс, который впоследствии и стал драйвером национальной экономики.
Иллюстрация Depositphotos
Под средним классом подразумеваются жители Поднебесной, имеющие ежемесячный доход свыше 5000-7000 юаней (783-1097 долларов США). Это сотни миллионов платёжеспособных потребителей. К 2020 году, по мнению компании Euromonitor, число китайцев, «мигрировавших» в средний класс, может достичь 700 миллионов.
Cегодня средний класс в Китае насчитывает около 300 млн человек. К 2030 г., согласно прогнозам, доля среднего класса в Китае превысит 65% (сейчас этот показатель приближается к 50%). По подсчетам компании Boston Consulting Group, в стране живут 2,5 млн долларовых миллионеров.
Разгон экономики Поднебесной в 2009-2014 годах, стремительный рост китайских капиталов, и при этом отсутствие достаточного количества мест для выгодного инвестирования в производство или торговлю внутри самой страны, фактический «перегрев рынка» привели к экономическому кризису в стране.
С середины мая до середины июля 2015 года на фондовом рынке Поднебесной случился обвал - индекс Shanghai composite рухнул на 30%. Основатель DeMark Analytics Том ДеМарк в Bloomberg назвал китайский фондовый кризис «новым 1929-м» (лопнувший на Шанхайской бирже пузырь, на его взгляд, будет напоминать спад индекса Dow Jones, произошедший 84 года назад и приведший к Великой Депрессии). По прогнозам экспертов, китайскому рынку предстоит упасть минимум на 14%. Китайская экономика в целом сегодня демонстрирует снижение впервые за последние 25 лет.
Падение экономических показателей в Китае негативно сказалось на мировом рынке luxury-брендов. Экспорт швейцарских часов, в частности, упал в третьем квартале на 7,2% - рекордное квартальное падение с 2009 года. BMW в августе сократило производство на 16 000 автомобилей в Китае, а по прогнозам Гонконгской фондовой биржи, по итогам года показатель прибыли BMW от бизнеса в КНР и вовсе сократится на 40%. Учитывая, что Китай является основным рынком потребления производители моделей премиум-класса, падение китайской экономике можно считать настоящим ударом по рынку.
Китай несколько лет удерживал статус самого быстрорастущего автомобильного рынка в мире. Очередной рекорд был зафиксирован в 2013 году, когда Китай стал первой в мире страной, в которой емкость авторынка перевалила за 20 миллионов.
Европейские luxury-компании, открывавшие свои представительства в Поднебесной, также терпят убытки. Французский дом моды Hermes рапортовал о низком росте выручке по Восточной Азии – всего на 22% (ниже темпов Японии и Американского континента), а люксовый ритейлер Burberry заявил о сокращении торговой площади флагманского бутика в Гонконге из-за непростой ситуации на китайском рынке роскоши. После неутешительных итогов 2014/15 финансового года, которые компания подвела этой весной, Burberry закрыл 10 из 78 магазинов в Китае и заявил о планах ликвидировать еще как минимум пять.
Иллюстрация Depositphotos
Французский бренд Louis Vuitton накануне также заявил о закрытии трех бутиков в Китае: в Харбине, Урумчи и Гуанчжоу (это первый магазин бренда, открывшийся в КНР). Более того, по данным Financial Times, руководство Louis Vuitton планирует сократить общее число бутиков в стране на одну пятую часть к середине 2016 году.
«По моим сведениям, 20% магазинов Louis Vuitton в Китае исчезнут к середине следующего года, то есть закрываться будет примерно по магазину в месяц», - цитирует «Интерфакс» управляющего партнера базирующейся в Шанхае консалтинговой компании Эммануэля Эммерля (Emmanuele Hemmerle). В целом, доля азиатских продаж LVMH в третьем квартале текущего года упала более чем на 9%.
Люксовые бренды связывают низкую покупательную активность китайцев не только с падением фондовых рынков Китая, но и продолжающейся на протяжении последних трех лет кампанией по борьбе с коррупцией, которую в конце 2012 года провозгласил действующий председатель Китая Си Цзиньпин. Дело в том, что предметы роскоши в Китае было принято дарить чиновникам.
Между тем, сценарий дальнейшего развития рынка пессимистичен. Так, консалтинговое агентство Bain & Company прогнозирует дальнейшее падение luxury-сегмента минимум на 4%. Так как именно Китай был главным драйвером развития мирового luxury-брендов все последние годы, глобальный рынок люксовых товаров ждет серьезное падение в следующий отчетный период.